Спонсоры:
Спонсоры:

Нимейер Оскар

Оскар Нимейер сумел найти «золотую середину» между содержанием и формой. Еще в 1940-х годах он выступил с идеей возвращения древнего принципа соотношения функции, конструкции и формы здания. По его мнению, форма — полноправный компонент этой триады, она не является простой производной от функции в ее конструктивном воплощении. Безликие строения, несмотря на их стопроцентную надежность и функциональность, не способны пробудить в людях вдохновение, стремление к творчеству. Не случайно храмы античности до сих пор вызывают восхищение — ведь их строители стремились не просто построить храм или стадион, но и воплотить в своем творении высокие идеи. Нимейер, как и древние зодчие, был верен принципу: «архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной». За пределами Бразилии Нимейер дебютировал в 1939 г. Он построил Бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке. После этого спроектировал музей современного искусства в Каракасе, представляющий собой перевернутую пирамиду (1955—1956 гг.), создал постоянный жилой блок для Международной строительной выставки в Берлине (1957 г.). Наверное, каждый архитектор мечтает о возможности построить не отдельное здание, которое приходится вписывать в уже существующий образ района или улицы, а целый комплекс. Нимейеру в этом отношении невероятно повезло. Ведь ему предстояло спроектировать целый город — новую столицу Бразилии! Конечно, ответственность была очень велика, и архитектор напряженно искал оптимальное решение поставленной задачи. Он справился с ней настолько успешно, что Бразилиа была объявлена достоянием всего человечества. Пост главного архитектора Бразилиа Нимейер получил в 1957 г. Генеральный план застройки столицы разрабатывался совместно с Лючио Коста. Город был спланирован как административный центр, рассчитанный всего на 500 тыс. человек. Он должен был стать центром государственного управления и избежать типичных для страны социально-экономических проблем. Для новой столицы был выбран участок на границе трех штатов: Минас-Жерайс, Гояс и Мату-Гросу. Два из них были сравнительно неосвоенными территориями. Одним из основных требований при планировке стало такое: «девственные леса должны подходить вплотную к правительственным зданиям, символизируя осознание бразильским народом ее исторической миссии освоителей земель». Для того чтобы как можно более удачно вписать Бразилиа в ландшафт, архитекторам пришлось немало потрудиться. С высоты птичьего полета Бразилиа выглядит как натянутый лук со стрелой или взлетающий самолет. По центральной оси «фюзеляжа» воображаемого самолета проходит самая широкая в мире магистраль — проспект Министерств, или Эспланада. На нем располагались стандартные 20-этажные строения из стекла и бетона, в которых разместились важнейшие министерства и Центральный банк (часть министерств, посольств и других официальных учреждений осталась в Рио-де-Жанейро). В «крыльях» самолета (их размах составляет 12 км) находятся жилые районы. Благодаря пересекающим их широким автострадам удалось решить проблему пробок на дорогах. Любопытная деталь: все жилые здания построены так, чтобы из окон одного дома не было видно окон другого. Поскольку автомобильный транспорт — основной в Бразилии, автовокзал размещен в центре города. Железнодорожный вокзал вынесен в «хвост», а аэропорт — на южный конец города. В восточной части, ближе к водохранилищу и зеленой зоне, находятся гостиницы, спортивные, детские и медицинские центры, университетский городок. А промышленные предприятия расположены на западных окраинах.

Читать дальше