Спонсоры:
Спонсоры:

Нимейер Оскар

Нимейеру было поручено спроектировать площадь Трех Властей, которая стала визитной карточкой Бразилиа. Площадь имеет форму равностороннего треугольника, который символизирует равенство и единение трех верховных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. В одном из ее углов находятся небоскребы-близнецы секретариата Национального конгресса (верховного законодательного органа страны). По обе стороны от них сооружены залы заседаний обеих палат парламента. Зал заседаний верхней палаты имеет форму чаши, которая символизирует связь с космосом. Зал заседаний нижней палаты — тоже чаша, но перевернутая — символизирует связь с Землей. Во втором углу площади расположен Дворец правительства (верховный исполнительный орган), в третьем — Дворец юстиции (верховный судебный орган). В центре площади установлена стометровая мачта, на вершине которой постоянно развевается национальный флаг. Рядом с площадью Трех Властей находится здание Министерства иностранных дел. В его строительстве применены знаменитые нимейеровские колонны. Вынесенные за стену здания, они создают легкую, воздушную галерею, за которой находятся стены из затемненного стекла. В десяти минутах езды от МИДа расположен главный штаб армии с настоящим архитектурным шедевром — огромной аркой. Когда на площади проходят военные парады, арка служит навесом над трибуной для генералитета. Она сделана таким образом, что голос говорящего под ее сводом человека слышен без микрофона в любой точке огромной площади. Но чудеса акустики на этом не кончаются. Если зайти под нее глубже — эхо повторит сказанное 24 раза, а если сделать пару шагов вперед, то повторов окажется двенадцать. К числу архитектурных шедевров, созданных Нимейе-ром, относятся также Национальный театр, кафедральный собор и Президентский дворец, или Дворец Рассвета. Свое второе название он получил из-за того, что находится на востоке города. Перед дворцом две бронзовые скульптуры: женщины плещутся в голубой воде бассейна. Местные жители по-своему трактуют памятник: «это дочери президента рвут на себе волосы из-за того, что им пришлось переехать из веселого Рио в скучную пустыню». На противоположном конце Эспланады находятся пирамидообразная телебашня высотой 230 м и мемориал Жуселину Кубичека. Этот президент, которого бразильцы называют Жи Кей, был основателем города, именно он принял окончательное решение о переносе столицы страны и перевел все государственные учреждения на новое место. Мемориал Кубичека — полускрытое зеленым пологим холмом здание. Подземный переход ведет к залам музея и научного центра, изучающего все, что касается Бразилии. Здесь же находится черный мраморный саркофаг с лаконичной надписью: «Основателю». Над мемориалом возвышается колонна, на вершине которой установлена скульптура Жуселину Кубичека, прикрытая полуокружностью из железобетона. Издали силуэт памятника напоминает серп и молот. В годы военных диктатур неоднократно звучали требования заменить памятник. Возвышающийся в центре бразильской столицы символ СССР многим действовал на нервы. Но Нимейер отказался что-либо менять. Никто из бразильских военных не отдал приказа снести памятник, и он стоит до сих пор. Пожалуй, одно из главных чудес Бразилиа — сроки, в которые был построен город. 21 апреля 1960 г., в 460-ю годовщину открытия Бразилии португальским мореплавателем Педру Алваришем Кабралом, правительство страны торжественно переехало в новую столицу. С момента основания города прошло всего три года! Однако архитектору не суждено было наслаждаться произведением рук своих. В конце 1960-х гг. Нимейер был вынужден покинуть Бразилию, в которой установился реакционный политический режим. Находясь вдали от родины, он продолжал работать над проектами зданий. В 1960-х — начале 1970-х гг. он проектирует и строит общественные здания для Ганы, Ливана, Франции, Италии, Алжира. В Алжире он не только создал университетский комплекс, но и открыл архитектурное училище нового типа. Нимейер работал и в европейских странах, и в Америке. Он спроектировал дом ЦК Французской компартии в Париже, и обширный жилой комплекс в городе Грасс, близ Ниццы. В 1974 г. Нимейер выступил в роли главного консультанта при сооружении здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Оскар Нимейер работает очень быстро и, на первый взгляд, легко. Он как будто рад сжатым срокам, ибо считает, что они обеспечивают сохранение свежести композиционного замысла. Его быстрота и артистичность отражают не только природную талантливость и накопленный профессиональный опыт мастера, но и непрерывное творческое горение, богатство композиционных идей, нацеленность на новое, смелость и уверенность в своих силах. В Бразилию архитектору удалось вернуться уже на закате своей жизни. Но несмотря на почтенный возраст Оскар Нимейер продолжает работать над своими оригинальными проектами. В январе 2004 года он сообщил мэру Парижа Бертрану Деланоэ, находящемуся в Бразилии с визитом, о том, что он начал работу над монументом для французской столицы. Памятник будет представлять собой раскрытую ладонь с лежащим на ней цветком и призван символизировать мир во всем мире. Монумент, размеры которого составят 10 м в высоту и 15 м в ширину, предполагается целиком изготовить из нержавеющей стали. Правда, поклонникам Нимейера придется немного подождать: открытие памятника намечается в 2005 году.