Спонсоры:
Спонсоры:

Ле Корбюзье

В 1919 г. Жаннере поселился в Париже, где вскоре приобрел известность и как талантливый зодчий, и как художник, работавший в своеобразной творческой манере. Особый интерес вызывала картина «Труба», написанная им в том же году. Через два года архитектор открыл проектную мастерскую не улице де Севр. Разработки технических проектов, сделанные в ее стенах, и теоретические книги по архитектуре сделали имя этого человека известным во всем мире. Вскоре Жаннере становится постоянным участником Салонов в Париже. На одном из них он получает приглашение Рокфеллера в Нью-Йорк. Здесь Шарль прочитал цикл лекций в музее Современного искусства. В скором времени талантливого зодчего пригласили на работу консультанта проекта здания Министерства национального просвещения в Рио-де-Жанейро. А в 1928 г. Жаннере создал... схему весьма практичного автомобиля! Зодчий еще в начале 1920-х гг. сформулировал принципы современного строительства, ставшие основой теории пуризма. Их было всего пять: дом должен возноситься над грунтом при помощи опор, иметь плоскую крышу (на ней высаживались растения), ленточные окна и свободно организованный фасад. Что же касается внутренних помещений, то здесь предлагалась столь популярная в наши дни гибкая планировка. Этим требованиям в полной мере отвечала вилла Савой, выстроенная в Пуасси в 1928—1930 гг. Охватить ее взглядом из одной точки невозможно, так как планировка виллы осуществлялась в точном соответствии с пространственно-временной концепцией. Однако столь великолепно воплощенные принципы не стали нерушимыми канонами даже для самого Ле Корбюзье: он не желал останавливаться в своем развитии, утверждая, что «архитектура — это склад ума, а не ремесло». В 1927 г. Шарль принял участие в Международном конкурсе проектов здания Дворца Лиги Наций в Женеве. И впервые в истории зодчества привычный академизм, в соответствии с которым возводились все монументальные административные здания, испытал столь решительный натиск. И хотя победу одержала все же привычная модель, престиж старых форм был подорван. Среди 337 работ, представленных на конкурсе, проект Ле Корбюзье и Пьера Жаннере стал самым значительным и интересным. Именно он заставил жюри серьезно присмотреться к новой архитектуре, ранее считавшейся эстетической бессмыслицей. Стилевая направленность в этой работе выступала чем-то второстепенным, вспомогательным. Главенствовала же целесообразность и функциональная организация комплекса. Данный проект остался нереализованным, однако заложенные в нем общие принципы были использованы при строительстве здания Центросоюза (1928—1934 гг.) в Москве (правда, построено оно было все же с искажениями). Проект Дворца Советов (1931 г.) представлял собой самый смелый замысел Ле Корбюзье: потолок в Большом зале планировалось подвесить на тросах, укрепленных на параболической железобетонной арке. Паралельно с работой, выполняемой по заказу правительства СССР, архитектор напряженно работал над изменением облика Парижа: здесь были созданы Дом Армии Спасения (1929—1933 гг.) и здание общежития для швейцарских студентов в Университетском городке (1931 — 1933 гг.). В Доме Армии Спасения впервые в Европе была осуществлена система кондиционирования воздуха в здании, имеющем сложное остекление, площадью 1000 квадратных метров. А общежитие по праву считается одним из самых изящных и впечатляющих произведений современного зодчества. Но Корбюзье не остановился на достигнутом. Для него творить было столь же естественно, как и дышать. В 1933 г. Шарль получил заказ на проектирование административного здания в Алжире. В ходе работы ему удалось изобрести систему солнцезащитных выступов, покрывающих стену и придающих ей пространственную глубину. Эта находка помогла архитектору избавиться от излишнего аскетизма и отойти от концепции дома-коробки.

Читать дальше