Спонсоры:
Спонсоры:

Плутарх

О личной жизни Плутарха известно немногое. Мы знаем, что у него была жена Тимоксена, которую он упоминает в одном из своих произведений как высоконравственную и исполненную достоинства женщину. От этого союза родилось пятеро детей — дочь, умершая еще совсем маленькой, и четверо сыновей. Двое из них дожили до совершеннолетия. О характере Плутарха можно сказать несколько больше, поскольку почти все его произведения несут отпечаток его личности. Несмотря на популярность, Плутарх, судя по свидетельствам современников, вовсе не стремился ни к головокружительной карьере, ни к почестям. Он предпочитал жить и работать в довольно узком кругу ближайших друзей и учеников. Но в то же время постоянно поддерживал тесные отношения с Афинской Академией и был, что называется, в курсе всех последних событий. Около 95 года сограждане избрали его членом коллегии жрецов святилища Аполлона Дельфийского, что было также немаловажным достижением. В Дельфах, которым Плутарх посвятил остаток жизни, была воздвигнута в его честь статуя. До наших дней сохранился лишь постамент со стихотворным посвящением. Наследие Плутарха принято делить на две категории: «моральные» трактаты (это название не совсем точно, поскольку сюда входят работы на самые разные темы — от литературы и политики до психологии животных) и биографии. Среди его трактатов важное место занимали размышления о религии, отраженные в работах «Крушение оракулов», «Демон Сократа», «Ответы пифии», «Изис и Озирис» и др. Взгляды Плутарха по этому поводу включают веру в единого справедливого Бога и бессмертие души. Он разрабатывает иерархию добрых и злых демонов, куда включает и греческих божеств, и богов, позаимствованных из восточных пантеонов. Не менее интересны трактаты, посвященные общественному устройству. «Политические наставления», «Должен ли человек заниматься политикой, когда стар?», «К неграмотному правителю». В эту же группу входят «Греческие вопросы» и «Римские вопросы», в которых приводятся различные точки зрения на происхождение государственных установлений, традиций и обычаев древности. Некоторые из вопросов, затронутых Плутархом, относятся к практической психологии, например «О зависти и ненависти», «Как отличить льстеца от друга», «О любви к детям». Круг его интересов был чрезвычайно широким: «Почему мы не верим осенним снам», «Которую руку Афродиты поранил Диомед», «Различные предания о числе Муз», «Какой смысл вложил Платон в убеждение, что Бог всегда остается геометром»... Сегодня что-то может показаться малозначительным, неважным, но не следует забывать о том, что общественная жизнь Греции и Рима уделяла таким, казалось бы, мелочам огромное внимание. В ходе их обсуждения оттачивалось риторическое искусство.

Читать дальше