Спонсоры:
Спонсоры:

Плутарх

Биографии — вторая часть наследия Плутарха. Сам он считал, что жизнеописания выдающихся людей — это отдельный жанр, который нельзя отнести ни к исторической, ни к художественной литературе, поскольку он включает черты, присущие обоим этим видам. Принцип отбора материала для жизнеописаний он изложил во вступлении к биографии Александра Македонского: «Мы пишем не историю, а жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов». Именно поэтому Плутарх стремился использовать все факты, которые мог собрать: сведения из произведений античных историков, собственные впечатления от посещения исторических памятников, цитаты из Гомера, эпиграммы и эпитафии. На этом основании его нередко обвиняли в неразборчивости, использовании сомнительных сведений. Действительно, Плутарх мог просто проигнорировать упоминание спорности некоторых фактов. Но, к его чести, он стремился показать не неприглядную сторону изображаемых персонажей (как, к слову, принято в современной журналистке), а их достоинства. «Сравнительные жизнеописания» были посвящены другу императора Траяна, консулу Квинту Соссиусу Се-нецио (в другой транскрипции— Соссию Сенекиону), который упоминается в жизнеописаниях Демосфена, Те-сея и Диона. Прозведение представляет собой соединенные в пары биографии знаменитых греков и римлян, живших в разные эпохи. Пары подбирались по сходству характера и карьеры героев и сопровождались комментарием Плутарха. До нас дошли 23 пары (46 биографий) и несколько отдельных жизнеописаний. Описывая своих героев, Плутарх не скрывал своего отношения к ним, то откровенно восхищаясь, то, напротив, выказывая свое негодование. В оценке тех или иных людей или событий Плутарх был весьма далек от объективности. Больше всего досталось от него греческому историку Геродоту, который в своих трудах возвеличивал Афины и пренебрегал близкой сердцу Плутарха Беотией. «Сравнительные жизнеописания» написаны легко и непринужденно, с большим чувством юмора, поэтому читаются на одном дыхании. Вскоре после написания они стали известны и римлянам, и соотечественникам Плутарха. А гораздо позднее на их основе Шекспир написал свои знаменитые трагедии «Юлий Цезарь», «"Антоний и Клеопатра» и «Кориолан». Некоторые из современных исследователей упрекают Плутарха в том, что он описывает захватчиков с не меньшей симпатией, чем своих соотечественников. Однако, если взглянуть на политическую ситуацию того времени, станет понятно, что «Сравнительные жизнеописания» — вовсе не заискивание перед римлянами, а скорее попытка сблизить обе культуры, способствовать их диалогу. Кроме того, известность Плутарха после выхода книги не только не уменьшилась, но даже возросла. Греки чувствовали по отношению к нему огромную симпатию и доверяли писателю до самого конца его жизни. Когда, предположительно, в 127 г. Плутарх умер, дельфийцы и херонейцы поставили ему памятник. Впоследствии на нем была выбита стихотворная надпись поэта Агафия, в которой говорилось о том, что жизнь Плутарха принесла богатые плоды и много пользы людям. Но главным памятником мыслителю остались его произведения, вдохновившие множество выдающихся людей. Ведь именно благодаря его таланту античная Греция стала восприниматься как страна небывалой гражданской доблести, как идеал свободного государства.