Спонсоры:
Спонсоры:

Паганини Никколо

image

(род. в 1782 г. — ум. в 1840 г.)

Великий итальянский скрипач и композитор. Основоположник музыкального романтизма, заложивший основу современной скрипичной техники. Один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Первый из скрипачей, игравший в концертах без нот.

Никколо Паганини до сих пор является непревзойденным музыкантом. Он сумел поднять искусство игры на скрипке на недосягаемую высоту. Гениальный скрипач смог вселить в души слушателей уверенность в том, что человеку подвластно все — даже музыка. Его главным талантом стал дар Исполнителя, который не только знал зал, а умел подчинять его себе, своей музыке. Паганини был воплощением всеобщего представления об идеальном музыканте: думающего музыкой, дышащего ею и живущего в ней. Он создал демонический образ великого маэстро, романтические эпизоды биографии превратили его жизнь в легенду, миф, где трудно отличить правду от вымысла. Никколо Паганини стал героем повести Генриxa Гейне «Флорентийские ночи». Ему посвящен роман А. К. Виноградова «Осуждение Паганини». Точная дата рождения знаменитого музыканта неизвестна, однако существуют две разные версии этого события. Первая дата официальная, принятая историками, — 27 октября 1782 года. А на второй настаивал сам Паганини: «Я родился в феврале 1784 г.». Никколо был третьим ребенком в семье Антонио и Терезы Паганини. Из пяти отпрысков Антонио он был самым хилым, часто болел, к тому же природа не наделила его красотой. Его родители жили в одном из беднейших районов на окраине Генуи, в переулке Черной Кошки. Отец Антонио был мелким торговцем, человеком злым и деспотичным, к тому же злоупотреблял алкоголем и увлекался азартными играми, зачастую оставляя за карточным столом все заработанные деньги. Удивительно, но этот грубый и черствый человек обожал музыку, но так и не смог достичь совершенства в игре ни на одном музыкальном инструменте. Старший Паганини любил устраивать домашние концерты. Часто, напившись, он играл на мандолине или скрипке, а дети по его требованию подпевали и танцевали. Антонио рано обратил внимание на музыкальные способности Никколо. Паганини-старший решил, что мальчишка сможет стать великим музыкантом, воплотив в жизнь его мечту. Когда сыну исполнилось четыре года, вечно пьяный отец сунул ему в руки скрипку, крикнув: «Каналья, ты выиграешь на скрипке проигранное мною в карты!» И Никколо целыми днями был вынужден разучивать небольшие скрипичные пьесы. Отец жестоко избивал сына за ошибки, которые тот допускал, играя на скрипке. Он часто запирал мальчика в чулан, чтобы тот не отвлекался от занятий музыкой. Мать могла заступиться за сына только молитвами. Как-то раз во сне она увидела ангела, который предсказал, что в будущем Никколо станет великим скрипачом. К шести годам полностью освоив технику игры на скрипке, юный музыкант по принуждению отца играл на улице, зарабатывая неплохие деньги, чаруя прохожих своей игрой. Часть этих денег отец пожертвовал на частные уроки для Никколо у знаменитых скрипачей. Два года с ним занимался капельмейстер Генуэзского собора Сан-Лоренцо Джако-мо Коста, который вскоре признался, что больше ничему не сможет научить талантливого мальчика. Вскоре по этой же причине от уроков с Никколо отказались и другие знаменитости. Уроки музыки так увлекли мальчика, что он уже сам, без напоминания отца, занимался по 12—14 часов в день. С десяти лет талантливый юный скрипач играл в церкви. И чем лучше была его музыка, тем больше народа приходило на мессы, во время которых он играл. Но вскоре двери храма перед Никколо закрылись — слишком живой была его музыка, она жила, будила душевные переживания, отвлекая от молитвы. Слава юного Паганини дошла и до других городов. В 11 лет Никколо отправился в турне по Италии. Он выступал в Неаполе, Парме, Флоренции, где неизменно покорял переполненные залы. Во время одного из таких выступлений ему подарили скрипку работы великого мастера Страдивари. 1800 год принес Никколо Паганини долгожданную свободу. Он уехал в город Лукку играть в оркестре, наконец-то избавившись от деспотизма отца. Но вскоре напомнили о себе гены: Никколо стал заядлым картежником. Как-то раз он проигрался до нитки, и ему пришлось распродавать свои веши. Скрипач едва не заложил свой инструмент. Однако удача была на его стороне, и скрипач сумел отыграться. Бытует легенда, что еще с самого детства Никколо был очень суеверным и боялся дьявола. Уже будучи взрослым, Паганини зашел с приятелями в игорный дом с несколькими лирами в кармане. Несмотря на свое тотальное невезение, в этот раз маэстро выиграл целое состояние. Но вместо того чтобы обрадоваться, Паганини очень испугался. Свой выигрыш он объяснил происками дьявола: «Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу незаработанных денег». Вспоминают, что после этого случая суеверный музыкант никогда больше не играл в карты и не посещал игорных заведений. Жизнь Никколо Паганини изобиловала встречами с разными женщинами. Но ни одна из них по-настоящему не смогла привязать к себе знаменитого музыканта. Первым его увлечением была миловидная вдовушка Анжела, которая играла на гитаре и выращивала виноград. Через несколько лет Паганини покинул ее дом, но страсть к гитаре осталась с ним на всю жизнь. Он говорил: «Я — король скрипки, а гитара — моя королева». Друг Никколо, Гектор Берлиоз, писал: «Когда скрипка его слишком утомляла, Паганини вынимал из своего портфеля собрание дуэтов, сочиненных им для скрипки и гитары (собрание, которое никто не знал), и, избрав в качестве партнера достойного немецкого скрипача Сина, брал на себя партию гитары и извлекал из этого инструмента чарующие звуки».

Читать дальше