Спонсоры:
Спонсоры:

Рембрандт

Полное имя — Рембрандт Харменс ван Рейн

image

(род. в 1606 г. — ум. в 1669 г.)

Великий голландский живописец, превосходный рисовальщики офортист, большой мастер библейских, евангельских и мифологических сюжетов, портрета, пейзажа и натюрморта. Автор около 600 картин, 300 офортов и 2000 рисунков.

Вряд ли за всю свою долгую историю изобразительное искусство знало художника более одаренного, мощного и глубокого, чем Рембрандт. Его произведения, независимо от сюжетов и исторического контекста, всегда несли в себе отпечаток общечеловеческих чувств и переживаний, призывали к поиску истин вечных и непреклонных, раскрывали движения души, близкие и понятные каждому человеку. Искусству этого великого голландца были неведомы какие-либо границы, ибо, как писал Эжен Фромантен, он был «мастер, единственный как в своей стране, так и во всех странах, в свое время и во все времена». Без малого четыре столетия отделяют нас от того знаменательного дня — 15 июля 1606 г., когда в семье уважаемого лейденского мельника Хармена Герритсзоона ван Рейна и его жены, дочери булочника Неелтген Виллемс-дохтер ван Зейтброук, появился восьмой ребенок, названный Рембрандтом. С тех пор о нем написаны тысячи книг — научных, дотошно исследующих каждую работу великого живописца, и художественных, где подлинные факты его биографии переплетаются с вымыслом, неоспоримое со спорным, убедительное — с неправдоподобным. Там, где авторам недоставало документов и воспоминаний современников, они заставили «заговорить» бессловесных свидетелей жизни и творчества Рембрандта — его полотна. Стилистический анализ и «рентгенограммы» рембрандтовских картин рассказали о нем многое, но далеко не все. И как любая гениальная личность, этот великий живописец и сегодня остается до конца не понятым, загадочным и непостижимым. Поэтому и в наши дни по-прежнему справедливо мнение Фромантена о том, что «в жизни Рембрандта, как и в его живописи, много теней и темных углов». Несомненно лишь одно — творчество этого великого живописца оказало глубочайшее воздействие на развитие всего мирового реалистического искусства. Но произошло это не скоро. К концу жизни Рембрандт был отнюдь не популярен в своей стране, где главными представителями голландской живописи считались посредственные художники — Овенс, Миревелт и ван дер Хельст. Сегодня их имена известны лишь... благодаря их злобным нападкам на своего гениального соотечественника. По той же причине остались в истории живописи и многие ученики Рембрандта — Говерт Флинк, Фердинанд Бол, Герард Доу, изменившие своему учителю и перешедшие в стан его художественных противников. Понадобилось более двухсот лет, чтобы человечество смогло по-настоящему узнать и оценить Рембрандта. Только в 1898 г. в Амстердаме открылась большая выставка его произведений, вызвавшая огромный интерес знатоков живописи со всего света. С тех пор город, который столь сурово обошелся со своим великим гражданином, предав его при жизни нищете и горькому забвению, стал беззастенчиво обогащаться за счет его посмертной славы. Тогда же сложилось и представление о самом художнике как о человеке, выраженное ярче всех все тем же Эженом Фромантеном в книге «Старые мастера». В ней Рембрандт предстает как «нищий искатель богатств, любитель переодевания, эрудит, копящий ненужности, человек низшего общества и высокого полета, ночная бабочка, летящая на свет, душа, восприимчивая к одним формам жизни и безразличная к другим, страстная без нежности, влюбленная без видимого пламени; натура, сотканная из контрастов, противоречий и двусмысленностей, сильно чувствующая и мало красноречивая, Любящая, но не очень любезная, неудачливая и счастливо одаренная...» Сегодняшние исследователи жизни и творчества Рембрандта не намного продвинулись в понимании его характера, личности и наклонностей. Автор одной из последних книг о Рембрандте Мауриция Тадзартес пишет о нем: «Художник, коммерсант, коллекционер, фанатик и скандалист, надменный и дерзкий, любимый многими и многими ненавидимый, Рембрандт совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века. Подобно метеору возник он среди мастеров, писавших «правду» по законам строгой перспективы и послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах». Ну что ж, каждое последующее поколение еще не раз будет по-своему открывать для себя Рембрандта. Попробуем сделать это и мы. Страсть к живописи властно и очень рано заговорила в юном лейденце. И отец, интуитивно почувствовавший незаурядность младшего сына, не пожалел средств на его обучение. Сначала мальчик был отдан в Латинскую школу, а в 14 лет начал изучать теологию и право в Лейденском университете. Научная схоластика вскоре наскучила Рембрандту, и, проучившись всего лишь год, он определился в мастерскую известного лейденского живописца Якоба Исааксзоона ван Сваненбрюха (Сваненбурха). Все шло хорошо, пока ученик добросовестно осваивал азы художественного ремесла: умение натягивать и грунтовать холсты, мастерить подрамники на клиньях, вязать кисти, растирать и смешивать краски, обжигать уголь для рисования. Но после того как им были усвоены основы рисунка, композиции и перспективы, обязательные элементы и атрибуты религиозных сюжетов, учитель понял, что учить Рембрандта ему уже нечему. Обладавший врожденным даром живописного видения и руководствующийся им, а не предписываемыми Сваненбрюхом догмами и схемами, юноша неохотно следовал традиционным канонам. Пройдет немного времени, и Рембрандт станет самым дерзким нарушителем живописных традиций. А пока старому мельнику пришлось сократить долю наследства других детей, чтобы его любимец смог продолжить обучение в Амстердаме у знаменитого исторического живописца Питера Ластмана. Новый учитель, несомненно, пополнил профессиональные знания Рембрандта. У него он овладел основами анатомии, научился писать обнаженную натуру, освоил граверное дело. Питер Ластман был признанным мастером библейских и мифологических композиций, которые он трактовал то величаво и приподнято, в итальянской манере, то в свойственном голландской живописи жанровом духе. Своим ученикам он настоятельно советовал посетить Италию. Но Рембрандт не стремился к этому — он предпочитал знакомиться с искусством великих итальянских мастеров по их произведениям, которые можно было найти у самого Ластмана и у амстердамских торговцев картинами. А более всего ему хотелось поскорее начать писать самому. Возможно, скорее поэтому, а не из-за художественных расхождений с учителем, он в конце 1624 г. покинул мастерскую Ластмана, проучившись у него всего полгода.

Читать дальше