Спонсоры:
Спонсоры:

Россини Джоаккино

В июле 1824 г. Россини покинул Британские острова, увозя с собой честно заработанные 175 тысяч франков, которые заложили основу его будущего благосостояния. На пути из Англии Россини с женой остановился в Париже, намереваясь затем выехать на родину. Однако все сложилось иначе. Министр королевского двора предложил ему музыкальное руководство Итальянским оперным театром на очень выгодных и почетных условиях. Россини ответил согласием. Карьера Россини в Париже была головокружительной. Через два года он оставил руководство Итальянским театром и получил звание генерального инспектора пения и композитора Его Величества; в 1827 г. ему присвоили почетную должность в королевской свите; затем он стал членом Совета по управлению королевскими музыкальными школами и членом комитета театра Оперы. В октябре 1826 г. в театре Оперы прозвучало новое сочинение Россини — опера «Осада Коринфа». Парижекая пресса не скупилась на похвалы. Так, газета «Пилот» писала: «Музыка первых же двух актов, безусловно, принадлежит перу этого знаменитого композитора, но третий акт создан не им, он — творение Бога и гармонии». Окрыленный успехом, Россини приступил к переработке своей ранней оперы «Моисей в Египте». Премьера оперы, получившей сокращенное название «Моисей», состоялась 26 марта 1827 г., снова на ведущей французской оперной сцене, и была принята с восторгом. Наконец композитор пишет комическую оперу «Граф Ори». Прошедшая 20 августа 1828 г. премьера вызвала овации публики и восторженные рецензии прессы. Даже такой суровый и требовательный критик, как Берлиоз, отнюдь не питавший к Россини нежности, был покорен «Графом Ори». «Какое музыкальное богатство! — писал он. — Всюду роскошь удачных мелодий, новые рисунки аккомпанемента, остроумные оркестровые эффекты, драматические ситуации, полные смысла и остроумия». Так Россини блестяще овладел двумя основными жанрами французского музыкального театра — героической и комической операми, — став в глазах французской общественности высшим музыкальным авторитетом. Последнее оперное сочинение, созданное Россини, — опера «Вильгельм Телль», премьера которой состоялась 3 августа 1829 г. После этого 37-летний композитор практически отошел от музыки. Его не раз уговаривали вновь обратиться к сочинению опер, но на все уговоры он отвечал отказом. Вскоре после премьеры «Телля» Россини вернулся в Болонью. Через год он вновь приехал в Париж для устройства своих материальных дел, затем побывал в Испании, Бельгии и Германии и, наконец, в 1836 г. снова надолго обосновался в Болонье. К этому времени в его личной жизни произошла перемена: Россини и Кольбран расстались. Увы, некогда романтические чувства и юношеские идиллии ушли в прошлое, и супружеская жизнь превратилась в обыденное сожительство с взаимными обидами, упреками и скандалами. В 1846 г. Россини соединил свою судьбу с Олимпией Пелиссье, женщиной немолодой, ничем не примечательной, но наделенной отзывчивым и добрым сердцем, ставшей бесконечно преданным ему другом. В течение почти сорока лет жизни, прошедших после создания «Вильгельма Телля», композитор написал множество прелестных и остроумных фортепианных и вокальных миниатюр, большая часть которых объединена под общим названием «Грехи моей старости». Широкой известностью пользуется его вокальный цикл «Музыкальные вечера», опубликованный в 1835 г., который состоит из поэтичных, полных изящества и очарования восьми ариетт и четырех дуэтов. Наряду с небольшими пьесами композитор создал и два крупных, многочастных вокально-симфонических произведения. Первое — Stabat mater (лат. — стояла мать скорбящая) — было завершено и впервые исполнено в 1842 г., второе — «Маленькая торжественная месса» — написано в последние годы жизни композитора (1863—1864 гг.), и тогда же исполнено. В 1855 г. Россини переехал в Париж. Там, главным образом на своей вилле в предместье столицы, он и провел последние тринадцать лет жизни, окруженный всеобщим почитанием и любовью. Джоаккино Россини скончался 13 ноября 1868 г. После заупокойной мессы, на которой присутствовало около четырех тысяч человек, огромная толпа направилась на кладбище Пер-Лашез, где состоялись похороны. В 1887 г. прах Россини перевезли в Италию и торжественно погребли во Флоренции рядом с могилами Микеланджело и Галилея — величайших сынов Италии.