Спонсоры:
Спонсоры:

Рубенс Питер Пауэл

Еще одной излюбленной темой живописца были так называемые аллегории. Переняв любовь к символике от своего учителя Отто Вениуса, Питер Пауэл охотно использует ее язык в таких работах, как «Союз Земли и Воды» (ок. 1615 г.), монументальном цикле из 24 картин «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625 гг.), созданном по заказу французской королевы-матери для украшения одной из галерей Люксембургского дворца в Париже. Будучи в Италии, Рубенс сделал рисунок с легендарной фрески «Битва при Ангиари», к сожалению, очень быстро разрушившейся. Возможно, воспоминание об этом творении великого Леонардо подвигло живописца на создание произведений, изображающих охоту: «Охота на гиппопотамов и крокодилов» (1615—1616 гг.), «Охота на кабана» (1615, а затем ок. 1618—1620 гг.), «Охота на львов» (1615—1618 гг.). При первом взгляде на эти картины зритель видит тесно сплетенный клубок тел диких животных, людей, коней. Затем взгляд выхватывает отдельные ужасающие в своей достоверности подробности: содранная звериными когтями кожа на животе охотника, львенок в окровавленной пасти убитой львицы — ее детеныш, которого она пыталась спасти. В отчаянной схватке победителей нет. Смерть витает над каждым ее участником, уравнивая зверя и человека в праве на жизнь. К сценам охоты по силе экспрессии близка «Битва греков с амазонками» (1615—1619 гг.), несмотря на воинственный сюжет, это одна из наиболее гармоничных работ Рубенса. В 1623 г. художника постигает жестокий удар — умирает его старшая дочь Клара Серена. Девочке едва исполнилось 12 лет. А три года спустя — новое горе. В середине июня 1626 г. скончалась скромная и верная подруга живописца — Изабелла Брант. Причина ее смерти неизвестна, но, как полагают, ее поразила чума, свирепствовавшая тогда в Антверпене. Вспоминая о жене, Рубенс писал: «Она не была ни суровой, ни слабой, а доброй, честной и столь добродетельной, что все любили ее при жизни и оплакивают после смерти». Еще с начала 1620-х гг. блестяще образованный, владеющий несколькими языками художник вел активную дипломатическую деятельность, в которую его вовлекла овдовевшая к тому времени эрцгерцогиня. Вот и теперь, едва оправившись от потерь, в 1627—1630 гг. Рубенс посещает Голландию, Францию, затем едет в Мадрид и Лондон с поручениями политического характера. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье... И даже способствует заключению мирного договора между Испанией и Англией, за что испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский — дворянство. В своих путешествиях Рубенс не упускает возможности написать портреты царственных и просто высокопоставленных особ: Марии Медичи (1622—1625 гг.), лорда Бекингема (1625 г.), короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628—1629 гг.) и др. Помимо парадных портретов, в 1620-е гг. появилась серия изображений друзей и близких художника, например «Портрет сыновей Альберта и Николаса» (1626—1627 гг.). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (между 1622—1625 гг.). Существует предположение, что в обаятельном образе юной, хрупкой девушки мастер воплотил идеализированное представление о рано умершей Кларе Серене. К какой бы теме ни обращался художник, он неизменно воспевал родную Фландрию и ее многострадальный, но не утративший веры и мужества народ, прославлял национальный тип красоты. Дева Мария, Магдалина, даже эфиопская царевна Андромеда предстают на полотнах Рубенса в виде пышнотелых, белокурых и белокожих фламандских красавиц. Видя в здоровом, цветущем, полном сил человеческом теле вечный источник жизненной энергии, радости и наслаждения, художник на протяжении всей жизни увлеченно писал обнаженные фигуры, подчиняя их созданному им самим идеалу. В 1630 г. его мечта о прекрасной женщине нашла непосредственное воплощение в 16-летней Елене, младшей дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фоурмент. 6 декабря свадебные колокола радостно звонили в честь новобрачных. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Он приобретает поместье, включающее замок Стен в Элевейте (Брабант), и поселяется в нем с молодой женой. Он по-прежнему выполняет декоративные и монументальные работы (например, в 1635 г. создает эскизы триумфальных арок в честь въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда), но все чаще пишет сравнительно небольшие картины «для души», исполняя их собственноручно, без помощи мастерской. Основной его моделью становится Елена. Питер Пауэл пишет ее в виде библейской Вирсавии (ок. 1635 г.), богини Венеры («Суд Париса», около 1638 г.), одной из трех граций (ок. 1639 г.), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. 1635 г.), создает более 20 портретов Елены: в свадебном платье (1630—1631 гг.), с детьми (ок. 1636 г.), на прогулке с мужем (ок. 1635 г.). В знаменитом шедевре «Шубка» (1638—1640 гг.) мастер создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены в накинутой на плечи бархатной отороченной мехом шубке. Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми: «Радуга» (1632—1635 гг.), «Возвращение с поля» (1636—1638 гг.), «Заход солнца» (1635—1640 гг.), «Замок Стен» (ок. 1636 г.). В картинах «Крестьянский танец» (1636—1640 гг.), «Кермесса» (ок. 1635 г.) художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. В этот период живопись мастера становится более интимной и задушевной, наполняется большей силой личного переживания. Последнее десятилетие своей богатой событиями жизни Рубенс провел, окруженный любовью и заботой красавицы-жены, среди горячо любимых детей (Елена родила в браке еще пятерых), увлеченно и плодотворно работая. Счастье омрачали лишь бесконечные приступы подагры, доставлявшие мастеру тяжелейшие мучения. В конце мая 1640 г. его здоровье резко ухудшилось. 27 мая, предчувствуя близкую кончину, Рубенс составил завещание. 30 мая 1640 г. сердце того, кого современники называли королем художников и художником королей, не выдержав нечеловеческих болей, остановилось. Последнее творение Рубенса — дочь Констанция Аль-бертина — появилось на свет в феврале 1641 г., спустя восемь с половиной месяцев после его смерти...