Спонсоры:
Спонсоры:

Стендаль

Однако после всей этой патриотической и верноподданнической деятельности Анри Бейля вдруг постигает подлинная драма жизни. В 1815 г. он оказывается в положении отставного офицера с незначительным жалованьем и отсутствием всяких перспектив. Париж уже не кажется 28-летнему Бейлю местом исполнения всех желаний. Он возвращается в милую сердцу Италию, бедствует в Милане и пишет литературные труды об итальянском искусстве, живописи, музыке, которые, однако, не имели никакого успеха. Но о своем прежнем кумире писатель говорит с тем же юношеским восторгом, с каким двенадцать лет назад он последовал за его войсками. Анри Бейлю было 32 года, когда в Париже появляется его первая книга — «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио». Через два года изданы новые книги: двухтомная «История живописи в Италии» и «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 г., г-на Стендаля, офицера кавалерии». Отныне Бейль становится Стендалем. Следует отметить, что Стендаль всегда оставался верен собственным убеждениям и представлениям о благородстве. В обществе его характеризовали как человека очень умного и самоуверенного скептика, щеголяющего злой иронией и оригинальностью суждений. «Толстый Мефистофель», так однажды назвал Стендаля один французский ученый, завсегдатай великосветских салонов. Но под этой маской скрывался мечтатель с беспокойным воображением и обостренной чувствительностью. Иронией он предохранял себя от бесцеремонного любопытства окружающих. И был очень доволен, что боятся его язвительного остроумия. К тому же Стендалю было совершенно чуждо тщеславие. В дневниках он честно и открыто пишет обо всех своих недостойных поступках, на свои сочинения смотрит как на пустяки, а после критических замечаний принимается полностью их исправлять. Его откровенность доходит до того, что он описывает все свои неудачи с женщинами, которых искренне любил и которые не ответили ему взаимностью. Своей семьи у Стендаля не было. До конца жизни он страстно влюблялся и каждый раз разрыв с любимой женщиной переживал трагически. «Почти всегда я был несчастен в любви», — с горечью писал Стендаль, признаваясь, что на поприще любви он не был ни героем, ни завоевателем, ни победителем, ни тем более Дон Жуаном, каковым хотел бы казаться. Как отмечал Проспер Мериме, он никогда не видел Стендаля иначе как влюбленным и, к сожалению, почти всегда несчастливо влюбленным. Но о любви Стендаль писал много и охотно, посвящая этой теме целые трактаты, которые составили своеобразную книгу «О любви». В предисловии к ней писатель так определил ее содержание: «Путешествие по малоизведанным областям человеческого сердца», обещая просто и математически убедительно объяснить, как следуют одно за другим чувства, именуемые любовной страстью. Он считал, что необходимо рассматривать их столь же объективно, научно, как это делают психиатры. «О любви» — это «сумма клинических наблюдений больного над его болезнью». Желая и в названии отразить этот характер своей книги, Стендаль в 1842 г., незадолго до смерти, так изменит его: «Физиология любви». Согласно теории писателя, существует четыре вида любви. Настоящая любовь связана со страстью, при которой для человека не существует ничего, кроме нее. Далее следует любовь-влечение, предполагающая непосредственно любовь и в то же время влечение к иным радостям жизни, например к деньгам и славе. Физической, плотской любви отводится третья позиция. А четвертая именуется любовью-тщеславием, она достойная лишь презрения. Свои теоретические построения Стендаль подкрепил некими условными положениями, которыми он пользовался при написании всех своих книг. Типы, представленные писателем, выглядят таким образом. Первый тип — герой, которым хотел бы быть сам Стендаль. Он молод, красив, но не смел и всегда теряется в присутствии любимого существа. Однако, проявив волю и мужество, он преодолевает все препятствия. Следующий тип — это женщина, которую хотел бы любить Стендаль. Она идеальна: прекрасна, чиста, благородна, и в конце становится возлюбленной героя, покорившись его страсти. Третий тип — женщина, которой мог бы быть сам Стендаль, будь он особой женского пола. Это натура сильная, энергичная, волевая, подобная женщинам эпохи Возрождения. И наконец, четвертый тип: благодетель, чудодейственный спаситель, человек добрый, богатый и уважаемый. Его противоположность — негодяй, который всегда стоит на дороге главного героя. Чаще всего подобная схема воспроизводилась в романах Стендаля в истории молодого человека, который, обладая романтическими взглядами, сталкивается с суровой действительностью. Он вступает в отношения с женщинами двух описанных выше типов, его душа не находит покоя, ему противостоит негодяй, но находится и великодушный покровитель. 1830—1839 гг. для Стендаля были наиболее плодотворными. За эти десять лет он создал свои самые совершенные произведения, принесшие ему мировую славу, — романы «Красное и черное», «Люсьен Левен» и «Пармская обитель». С 1841 г. писателя начинают преследовать сильные головные боли, сопровождающиеся апоплексическими ударами с кратковременной потерей сознания. Весной 1842 г., не приходя в сознание после очередного удара, Стендаль скончался. Акт о его смерти гласил: «23 марта 1842 года в два часа пополуночи умер Анри-Мари Бейль, консул Франции в Чивитавеккье, пятидесяти девяти лет, кавалер ордена Почетного легиона, холостяк, уроженец Гренобля». Похоронен Стендаль на Монмартрском кладбище. На надгробной плите, согласно завещанию писателя, высечена такая надпись: «Арриго Бейль Миланец Жил Писал Любил». Франция, ее литература потеряли «одного из замечательнейших людей нашего времени», — написал Бальзак в своем дневнике, узнав о смерти Стендаля.