Спонсоры:
Спонсоры:

Стивенсон Роберт Льюис

image

(род. в 1850 г. — ум. в 1894 г.)

Выдающийся английский литературный критик, публицист и писатель шотландского происхождения, автор всемирно известных приключенческих романов. Основоположник, теоретик и ведущая фигура английского романтизма последней четверти XIX века — значительного литературного направления, которое принято называть неоромантизмом.

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 г. в Эдинбурге, в семье потомственного инженера. Дед его всю жизнь посвятил строительству маяков и волнорезов, а отец продолжил дело шести поколений своих предков. Но мальчика строительство совсем не интересовало — он с детства увлекался литературой. Здоровье Роберта оставляло желать лучшего: частые болезни вынуждали его проводить много времени в постели. Ситуация усугубилась после того, как в трехлетнем возрасте мальчик перенес круп. Последствия не заставили себя долго ждать: у него вскоре обнаружили туберкулез. (Сейчас мнение врачей, лечивших Стивенсона, подверглось сомнению. Исследователи считают, что у писателя была тяжелая болезнь бронхов.) Еще в детстве Роберт почувствовал себя инвалидом и иногда жаловался на ощущение ускользающей жизни. Но — странное дело! — он никогда не скучал и умел находить хорошее и полезное во всем, что с ним происходило. Эта способность чувствовать себя счастливым в любых обстоятельствах сохранилась у Стивенсона на всю жизнь. Мальчик отличался очень развитым воображением, а постоянное чтение и записывание в отдельную тетрадь понравившихся ему выражений способствовали дальнейшему развитию его фантазии. Вот только пережитые мучения позднее заставили Стивенсона невольно отворачиваться от всего болезненного и изображать светлые стороны жизни. Литературный талант Роберта проявился достаточно рано: уже в 15 лет он написал серьезное историческое исследование «Пентландское восстание. Страница истории. 1666» и издал его на средства отца. Родители прекрасно понимали, что продолжить семейное дело их наследник не сможет, но и к возможной карьере писателя относились весьма скептически. Они хотели, чтобы у их единственного сына была профессия, которая позволит ему занять высокое положение в обществе. Поэтому 17-летний Стивенсон поступил в Эдинбургский университет на факультет права и успешно закончил его в 1875 г. Но на этом его деятельность как адвоката закончилась: он в жизни никогда не практиковал. Вместо решения правовых вопросов новоиспеченный юрист полностью посвятил себя любимому делу — сочинительству, начав с эссе, написанных в непринужденной форме, до конца жизни не изменив этому жанру. В 1873 г. Роберт Льюис стал профессиональным литератором. Его перу принадлежат статьи о писателях и писательском искусстве: «Этюды о хорошо знакомых людях и книгах», «Воспоминания и портреты», «Скромное возражение», «Сновидения», «О некоторых технических элементах литературного стиля» (1884—1888 гг.). Стивенсон стал одним из основателей неоромантизма, отличавшегося от романтизма более трезвым взглядом на действительность. Миру «золотого тельца» и всеобщей фальши он стремился противопоставить экзотику и романтику приключений и путешествий, не забывая при этом придерживаться достоверности и точности в описаниях исторического и этнического колорита. В одной из статей Стивенсона высказана его личная установка: «Будем по мере сил учить народ радости. И будем помнить, что уроки должны звучать бодро и воодушевленно, должны укреплять в людях мужество». Этот принцип мужественного оптимизма стал основополагающим в программе неоромантизма. Стивенсон и сам всю жизнь смотрел на мир глазами юности, не закрытыми никакими шорами, он передавал в своих произведениях именно то жизнелюбивое, яркое мироощущение, которого так не хватает современному человеку. Характер произведений Стивенсона весьма разнообразен: он с одинаковой легкостью писал как стихи, так и прозу. Но сам писатель не слишком серьезно относился к собственной поэзии, не считал ее чем-то ценным. Его подлинной любовью была именно проза. Здесь Роберт Льюис проявил себя как тонкий стилист и мастер психологического портрета.

Читать дальше