Спонсоры:
Спонсоры:

Стивенсон Роберт Льюис

Мир многих произведений писателя, таких как «Похищенный» (1886 г.), «Катриона» (1893 г.), «Владетель Баллантрэ» (1889 г.), «Веселые молодцы» (1882 г.), «Окаянная Дженет» (1881 г.), опирается на традиции и историю Шотландии. Эта тема всегда оставалась для Роберта Льюиса очень близкой, поскольку по линии матери он принадлежал к старинному шотландскому роду Бальфуров. Стивенсон оказался первым литератором, ориентированным на детей и подростков. Его «Детский цветник стихов» (1885 г.) до сих пор считается едва ли не лучшим сборником для маленьких читателей. Всего же он выпустил пять сборников стихов и четыре пьесы. Разносторонность таланта этого писателя проглядывает во всем: в стремительном рисунке характеров, отточенности слога и тонкой иронии. Некоторые критики почему-то считают «Черную стрелу» (1883 г.), «Сент-Ив» (1891 г.), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи» (1878 г.) явными неудачами (!) Стивенсона. Сложно сказать, что стало основой столь категоричного суждения. Видимо, иногда встречаются люди, на удивление, чуждые романтике, авантюризму и тяге к приключениям, которые сохраняются у большинства из нас в любом возрасте, поскольку жизнь без них была бы совсем серой. Решить, кто же прав — подростки, с удовольствием читающие эти книги, или кто-то из профессиональных критиков — довольно просто. Нужно лишь взять в руки тот же «Клуб самоубийц» и посвятить приключениям неугомонного принца Флоризеля вечер выходного дня. Скорее всего, мнение детей после этого будет вам ближе и понятнее. К сожалению, не так часто печатались у нас «Берег Фалеза» — один из лучших рассказов о Южных морях, островные фантазии «Сатанинская бутылка» и «Остров голосов». А «Уир Гермистон» вообще мог стать одним из великих романов XIX века, но дни его создателя близились к закату. Он так и не успел закончить лучшее из своих произведений, оставив читателям в наследство только его треть. Писатель ушел из жизни еще молодым: 3 декабря 1894 г. у него произошло кровоизлияние в мозг. Смерть Роберта Льюиса стала горем не только для его семьи, но и для самоанцев. 60 местных жителей отнесли гроб Стивенсона на вершину горы и похоронили там, положив на могилу камень с его собственным стихотворением «Реквием». Но творчество писателя осталось с нами. Недаром ведь Грэм Грин ставил Стивенсона в ряд самых влиятельных своих учителей! Уже в наше время любители разоблачений «перетряхнули» биографию писателя в надежде выудить хоть что-то, могущее исказить привычный облик. Имя Стивенсона сопровождали легенды. Его жизнь казалась то совершенно открытой, то таинственной, порождала разные слухи, одни и те же факты подавались в печати то в розовом, то в черном цвете. В конце концов, из туманных лет юности писателя выудили историю его связи с певичкой из ночной таверны Кэт Драммонд. Тут же возникло утверждение, что Стивенсон действительно любил обесчещенную девушку, тяготившуюся своим ремеслом, и даже собирался жениться на ней, однако капитулировал перед ультиматумом непреклонного и здравомыслящего родителя. Но была эта история досужей выдумкой или правдой — неизвестно до сих пор. А самому Стивенсону давно нет дела до попыток сделать его личную жизнь достоянием гласности. Жители островка, где он нашел покой, до сих пор считают, что душа писателя по вечерам спускается на вершину горы, чтобы полюбоваться заходом солнца и безбрежным океаном. Вечный оптимист давно простил своих злопыхателей и по-прежнему радуется существованию — пусть и за порогом Вечности.