Спонсоры:
Спонсоры:

Страдивари Антонио

Умер знаменитый скрипичный мастер 18 декабря 1737 г. Его похороны были очень пышными. Траурная процессия заполонила всю улицу. Он был похоронен в церкви монаха доминиканского ордена. На его могиле сделана надпись: «Благородный Антониус Страдивариус скончался на 94-м году славной и благочестивой жизни». После смерти отца его сыновья пытались раскрыть секреты лака и формулы для изготовления скрипок и виолончелей, но им это так и не удалось. Перед самой смертью Страдивари сжег все самые важные бумаги. Многие поколения ученых пытаются разгадать секрет удивительного звучания скрипок Страдивари. Некоторым из них удалось приподнять завесу тайны. Ученые Колумбийского университета США пришли к выводу, что неповторимое звучание его скрипок связано с пониженной активностью Солнца в XVIII в. Это повлекло за собой замедление роста деревьев, в результате чего их древесина стала более плотной и отличалась удивительными акустическими свойствами. Период пониженной солнечной активности, названный минимумом Маундера, продолжался с 1645 по 1717 год и совпал с так называемым малым ледниковым периодом, когда среднегодовая температура в Европе снизилась на 1—2 °С. Другие исследователи связывают необычайное звучание инструментов Страдивари с секретным рецептом обработки древесины из альпийских лесов Италии. Этой гипотезой заинтересовался музыкальный мастер из Тран-сильвании Клаудио Палл. В течение 50 лет он бился над загадкой этого уникального звучания. Проводя эксперименты над различными породами дерева, он наткнулся на записи одного из ученых, который изучал древесину, которую использовал Антонио Страдивари. Среди данных химического анализа он обнаружил присутствие редкой разновидности древесного грибка, который развивается в горных реках с особым составом воды. Клаудио Палл знал, что Страдивари работал лишь с деревом, которое сплавлялось из Тирольских Альп. Исследователь пришел к выводу, что химический состав речной воды имеет первостепенное значение для образования особой грибковой культуры. Он считал, что наиболее близкий к эффекту Страдивари звук получался у инструмента, материал которого был вымочен в реке Быстрица, находящейся поблизости от Тирольских Альп. По-другому ее еще называли Золотая Быстрица: в ней в те годы добывали золото. На помощь исследователям скрипичных секретов Страдивари пришли химики. Джозеф Надьвари, профессор биохимии и биофизики университета А&М в Техасе и к тому же прекрасный скрипач, 25 лет своей жизни посвятил изучению состава лака, покрывающего скрипки, и древесины, из которой они изготавливались. Американский ученый предполагал, что древесина предварительно вымачивалась в морской воде или каком-нибудь рассоле. Морская вода способствовала тому, что материал для скрипки пропитывался солями кальция, магния и других металлов, способствующих улучшению акустических свойств деки. Надьвари выдвинул гипотезу о том, что для заполнения пор сосновых и кленовых заготовок Страдивари использовал миро. Его состав сейчас почти невозможно восстановить, поскольку он постоянно менялся. Недаром легенда приписывает Страдивари слова, что его главный секрет надо искать в Библии. Для того чтобы узнать, какие вещества использовались в Средние века для консервации древесины, Надьвари удалось приоткрыть некоторые страницы истории химии. Средневековые алхимики уже умели проводить операцию по выделению самых тонких фракций, которую в современной химии называют классификацией, т. е. отбирали верхний слив, содержащий тончайшие частицы, растворенные в воде. В одном из средневековых документов Надьвари нашел запись: «Лак изготовлял аптекарь для любого желающего, и гранд Антонио Страдивари для наполнения опустевшей бутыли ходил к нему сам, чтобы его друг не налил в бутыль со дна горшка». 20 лет Надьвари искал возможность произвести спектроскопический анализ лака, покрывающего лучшие скрипки Страдивари. Он купил желаемый образец и провел тщательный анализ. Как оказалось, лак содержал по меньшей мере 20 различных минералов, главными из которых были кальцит, кварц, полевой шпат и гипс. В меньших количествах содержался корунд, гранат, рутил и аргентид. Некоторые ученые не согласились с его мнением, объяснив это тем, что лак не может содержать никаких наполнителей. А наличие примесей объясняли обычной комнатной пылью, неизбежно попадавшей на лак. Хотя трудно представить себе мастерскую, на полу которой рассыпаны измельченные в порошок полудрагоценные камни. Настойчивый ученый изготовил несколько скрипок по «методу Страдивари». Опытный мастер, приглашенный для работы, выдерживал деревянные заготовки в морской воде и виноградном соке. Свои скрипки Надьвари презентовал на конференции Американского химического общества в марте 1998 г. Молодая скрипачка поочередно играла на новом инструменте и на скрипке итальянского мастера Страдивари. После концерта она заметила, что новая скрипка звучит почти так же, как и старая, но на ней сложней играть... Загадка скрипок Антонио Страдивари все еще не разгадана. Но это не мешает истинным любителям музыки наслаждаться их волшебным звучанием.