Спонсоры:
Спонсоры:

Фаберже Карл

image

(род. в 1846 г. — ум. в 1920 г.)

Знаменитый русский предприниматель, ювелир, художник-дизайнер и реставратор, превративший небольшую мастерскую отца в самое крупное ювелирное предприятие в Российской империи и одно из самых больших во всем мире.

Художественный талант Фаберже современники сравнивали с гением Бенвенуто Челлини. За конструкторские находки и техническую виртуозность его величали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль — «певцом изящных грез». Сам же мастер именовал себя достаточно скромно и с достоинством — «Поставщик Высочайшего двора». Предки знаменитой фамилии происходили из провинции Пикардия, расположенной на севере Франции. Из-за преследований, которым начиная с XVI в. подвергались гугеноты, они покинули родину и, скитаясь по странам, в конце концов оказались в России. В 1842 г. отец Карла, Густав Фаберже, открыл в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице небольшую ювелирную мастерскую под собственным именем и женился на Шарлотте Юнгштедт, дочери датского художника. 30 мая 1846 г. в молодой семье родился мальчик, которого крестили с именем Петер Карл. Когда ребенок подрос, его отдали в немецкую частную школу Святой Анны. Потом он учился в дрезденской Хандельшуле, а затем — в коммерческом коллеже в Париже. Кроме этого он посетил Германию, Англию, Италию, изучая ювелирное искусство венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. После путешествия по Европе молодой человек учился у франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана. Возвратившись в Петербург, юноша продолжительное время работал реставратором в Императорском Эрмитаже. Это позволило ему внимательно изучить технические приемы старых мастеров, стилистические особенности изделий, выполненных в различных концах света. Таким образом, его профессиональная подготовка была завершена, и в 1872 г., в возрасте 26 лет Карл смог взять в свои руки дело отца. Молодой ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась не богатством использованных материалов, а художественной изысканностью модели и мастерством исполнения. Время доказало справедливость девиза, которым Фаберже руководствовался на протяжении всей своей жизни: «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют». Для начала новый хозяин перевел фирму в более крупное помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17. Затем он объединил многочисленные мастерские отца, где работало к тому времени около 500 рабочих. Во главе каждой мастерской были поставлены талантливые руководители: М. Е. Перхин, Ю. А. Раппопорт, Э. А. Коллин, А. Ф. Холлминг и др. По условиям контракта эти мастера работали только на Фаберже, но имели право сами набирать и обучать персонал. Они самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой ювелирного произведения. Карл считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным мастерам, удостаивая их права подписывать свои собственные работы.

Читать дальше