Спонсоры:
Спонсоры:

Фаберже Карл

Фирма Фаберже выпускала и много утилитарных вещей: рамки для фотографий, часы, пеналы, портсигары, бонбоньерки, флаконы для духов, набалдашники для тростей и многое другое. Широко использовалось серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Причем, драгоценные материалы смело соединялись с деревом, сталью и стеклом. Личной заслугой этой фирмы стало широкое использование в работе уральских, алтайских и забайкальских самоцветов, которые раньше в ювелирном деле не применялись. Вопреки установившимся традициям и канонам, мастера включали в некоторые украшения олово и вороненую сталь, а прямоугольные броши из карельской березы, оправленные в бриллианты, с легкой руки Фаберже тут же вошли в моду. Фирма прославилась также возрождением средневековой техники прозрачной эмали «гильоше». Мастерам удалось повторить забытую с эпохи Возрождения технику «кватра колор», т. е. применение в изделии золота красного, желтого, зеленого и белого цветов, что позволяло достигать сложнейшей цветовой гаммы без привлечения каких-либо других отделочных материалов. Совершенно новым в ювелирном деле были небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней, выполнявшиеся искусными резчиками фирмы, умевшими тонко выявить природную красоту камня, тщательно и с большим мастерством отполировать его. Причем, камни разного цвета и текстуры часто склеивались. Изготовление этих фигурок Фаберже начал под влиянием японских нэцкэ, которые он сам коллекционировал. Особый интерес к подобным миниатюрам проявила английская королева, для которой Карл изготовил 170 статуэток. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать десятки тысяч ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и удивительных. В каждом новом изделии они старались превзойти предыдущее по оригинальности замысла и качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то в копию специально вносились конструктивные изменения. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма. Пиком славы Дома Фаберже стала всемирная выставка 1900 г. в Париже — Карл стал одним из членов жюри, а его изделия экспонировались в отдельном зале. После этой выставки он получил звание «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и орден Почетного легиона. В том же году семья Фаберже и его фирма переехали в новый дом. Перед этим, во время полной перестройки здания, был заново отделан фасад, для чего впервые в истории города был использован красный гранит из Карелии. В это время Карл стал привлекать к работе своих детей. Все они учились в Петербурге и были способными художниками. Сыновья руководили отделениями фирмы: Евгений и Агафон в Петербурге, Александр — в Москве, а Николай — в Лондоне. Накануне Первой мировой войны в мастерских Фаберже трудилось около 600 человек, руками которых было создано более 100 тыс. уникальных предметов. Война нанесла сильный удар по деятельности фирмы, а последовавшая вслед за ней революция уничтожила ее совсем — отделения закрылись, дольше всех протянул московский магазин, который существовал до февраля 1919 г. В 1918 г. с помощью Британского посольства Карл Фаберже выехал с семьей из Петрограда в Швейцарию. За границей, лишенный возможности заниматься любимым делом, он мучительно страдал от бездействия. 24 сентября 1920 г. великого мастера не стало. Несколько позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Каннах. В парижской эмиграции наследники «Поставщика двора Его Императорского Величества» открыли небольшое предприятие «Фаберже и К°», которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 г., когда умер последний из членов семьи, работавших там, — Евгений Фаберже. И хотя магазин фирмы существует до сих пор, теперь у него другие владельцы.