Спонсоры:
Спонсоры:

Фома Аквинский (Аквинат)

Настоящее имя — Томмазо д'Аквино

image

(род. в 1225 г. — ум. в 1274 г.)

Средневековый теолог и философ-схоласт. Основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

По признанию самих теологов, Фома Аквинский (другое имя Аквинат) был первым самостоятельным философом христианского Запада. Он положил начало традиции, которую продолжили философы Нового времени, в частности Декарт и Лейбниц. Проблема для Фомы, как и для всей церкви, заключалась в необходимости приспособить доминирующую в то время на Западе и Востоке философию Аристотеля к католической ортодоксии, чтобы исключить опасность ее искажения и отклонения от религиозных догматов. Эту задачу схоластик доминиканского ордена Фома Аквинский разрешил блестяще. Он стал основоположником ведущего направления в католической философии, получившего название «томизм». Это направление постепенно было признано официальной доктриной церкви. Томмазо д'Аквино родился в начале 1225 г. в родовом замке Рокка Секка («Сухая скала») в богатой и влиятельной аристократической семье. Он был младшим из семи сыновей графа Ландульфа Аквинского, сеньора города Аквино близ Неаполя. Семья Фомы состояла в родстве со знатными европейскими фамилиями: германский император Барбаросса приходился будущему мыслителю двоюродным дедом, а император Священной Римской империи Фридрих II — троюродным братом. По семейной традиции Фома, с пяти до четырнадцати лет воспитывавшийся в бенедиктинском монастыре Мон-те-Кассино, должен был как младший сын местного сеньора посвятить себя духовной карьере и стать аббатом, затем, может быть, епископом и даже кардиналом. Для подготовки к этой карьере юный Фома проходил курс наук в Неаполе, где под руководством видного теолога Петра Ирландского штудировал Аристотеля. Однако после смерти отца в 1243 г. Аквинат совершенно неожиданно для родных вступил в только что созданный орден нищенствующих монахов-проповедников, основанный Св. Домиником. Приняв постриг, Фома решил пешком идти из Неаполя в Париж, бывший тогда центром католицизма. Но по дороге случилось чрезвычайное происшествие: на молодого монаха напало несколько всадников, которые связали его и увезли с собой. Оказалось, что это были вовсе не разбойники, а родные братья Фомы, решившие вернуть «блудного сына» под отчий кров. Фому заточили в замке, всячески уговаривая его отказаться от принятого решения. Однажды к нему в келью привели даже красивую куртизанку с тем, чтобы новоиспеченный доминиканец, поддавшись плотскому искушению, скомпрометировал себя и свое духовное звание. Но не тут-то было. Впавший в ярость Фома, схватив тлеющую головешку, стал угрожать поджогом замка. После этого случая его оставили в покое, а мать, убедившись в непреклонности сына, подчинилась его воле. Предание повествует, что осенью 1245 г. Фома, выбравшись из башни по веревке, к которой любящие сестры привязали корзину, все-таки отправился в Париж учиться богословию. Первым его учителем стал выдающийся теолог Альберт Великий. В 1248 г. он взял с собой ученика в Кельн-на-Рейне, где собирался организовать школу по изучению теологии. Четыре года Фома находился под попечительством Альберта, проявив немалые способности в изучении философии. Внешне это был очень медлительный, кроткий и великодушный юноша, огромного роста, невероятно тучный и неповоротливый, совершенно чуждый всяким любовным увлечениям. Человеческим страстям Фома предпочитал философские размышления и чтение книг, в основном, естественно, произведений Аристотеля.

Читать дальше