Спонсоры:
Спонсоры:

Форд Генри

image

(род. в 1863 г. — ум. в 1947 г.)

Американский конструктор и изобретатель, промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. Основоположник системы организации поточно-массового производства, позволяющей предельно повысить производительность труда. Автор книг «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».

Вся жизнь Генри Форда — американского короля автомобильной промышленности — была до предела насыщена интересными событиями, неустанной работой и творческим поиском. В этом талантливом конструкторе удачно соединились черты изобретателя, организатора производства и бизнесмена. Обладая незаурядными творческими способностями, Форд ненавидел рутину, косность, застой и был весьма деятельным человеком — настоящим генератором идей и не только в области производства автомобилей. Он покупал железные дороги и аэродромы, составлял книгу афоризмов, боролся с католицизмом, спасал певчих птиц и пытался остановить Первую мировую войну. Все это вместе взятое сделало его кумиром современников. Простые американцы считали создателя «Форда Т» почти что волшебником. Но в жизни Генри Форда, как в профессиональной, так и в личной, были и такие поступки, которые вызывают недоумение и даже неприятие. Великолепный организатор и филантроп, занимавшийся благотворительностью, нанимал доносчиков, приказывал шпионить за сотрудниками и боролся с профсоюзами, применяя грубую силу, часто демонстрировал презрение к людям, восстанавливая против себя даже своих друзей. Но все же Форда никак нельзя обвинить в примитивной алчности, в стремлении делать одну лишь прибыль: «Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжательстве, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной; она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана». Всю свою долгую жизнь Форд трудился и настойчиво шел к поставленной цели сам и вел за собой других. Генри родился 30 июля 1863 г. недалеко от Дирборна, штат Мичиган. Он был старшим сыном в большой семье Уильяма и Мэри Форд, фермеров среднего достатка. Будучи еще ребенком, Генри все время пытался что-нибудь мастерить, мать утверждала, что ее сын — прирожденный техник. В детстве у него была своя мастерская со всевозможными частями каких-то металлических конструкций вместо инструментов. Однажды близ Детройта 12-летний мальчик увидел локомобиль, что произвело на него неизгладимое впечатление. Вторым по важности событием стали подаренные ему в том же году часы. Фермерское дело Форда никогда не интересовало, а отец не очень сочувствовал увлечению сына. Когда в 16 лет Генри окончил школу, уехал из дома и поступил учеником в детройтскую механическую мастерскую, родители считали его почти пропащим. Но юноша учился с удовольствием и все необходимые для машиниста познания усвоил задолго до истечения трехлетнего срока ученичества. Его дневной заработок составлял один доллар. Парню этого явно не хватало, поэтому по ночам он подрабатывал в мастерской одного часовщика и ювелира, получая до 10 долларов за ночь. С 1879 г. Форд стал работать экспертом по сборке и ремонту паровых двигателей в компании «Вёстингауз», но ни тут, ни в других подобных фирмах молодой механик не задерживался— он раздражал коллег тем, что был слишком энергичен и всегда «бежал впереди паровоза». Однажды ему в голову пришла идея построить легкую паровую тележку, при помощи которой можно было бы выполнять пахотные работы, но она оказалась слишком тяжелой и небезопасной в эксплуатации. Тогда Генри заинтересовался газовым двигателем. Однако, чтобы продолжать эксперименты, ему требовались помещение и деньги, и поэтому в 1887 г. изобретатель вернулся к родителям. Отец обрадовался и подарил ему 16 гектаров леса с тем, чтобы непутевый сын бросил свои машины, но у молодого человека были другие планы. Он построил свой дом, при нем настоящую мастерскую и женился на Кларе Джейн Брайант, дочери фермера. Через четыре года у них родился сын Эдзель. Клара была умной, спокойной женщиной, и Форд, отдававший всего себя работе, всегда чувствовал ее заботу и поддержку.

Читать дальше