Спонсоры:
Спонсоры:

Форд Генри

Однако конвейерная система производства, внедренная промышленником, далеко не всеми была оценена положительно. В ее адрес раздавалось немало критики, суть которой чаще всего сводилась к тому, что она создает монотонную, отупляющую обстановку, превращая рабочего в автомат, выжимая из него все силы. Особенно много таких упреков раздавалось со стороны советских специалистов. Действительно, на заводах Форда все процессы были рассчитаны таким образом, что их могли выполнять даже неквалифицированные рабочие. С другой стороны, это позволяло поднять заработную плату почти вдвое. Бизнесмен считал, что «с того момента, когда предприниматель привлекает людей в помощь своему "делу", он выбирает себе компаньона». Поэтому в 1914 г. Форд оповестил рабочих об их участии в прибылях, сократил рабочий день с 10 до 8 часов, а рабочую неделю — до 48 часов. Он дорожил своими кадрами, поэтому основал частную школу для мальчиков от 12 до 18 лет и школу для подготовки инструментальных мастеров, где ввел стипендии. В 1919 г. промышленник открыл магазины для своих рабочих, где продукты продавались по ценам в среднем на 25% ниже рыночных. Были так же построены больница и общежитие для сиделок. Перед Первой мировой войной Форд считался признанным королем автомобильного рынка. Он устанавливал цены на машины. К пятидесяти годам фабрикант превратился в мультимиллионера, а его первый автомобиль стал одним из национальных символов Америки. В 1916 г. Форд был владельцем 51 % акций Общества, а затем этот процент вырос до 59%. Его сын Эдзель в 1919 г. приобрел остальные 41 % акций, заплатив за них 75 млн долларов. Генри Форд осуществлял руководство своим автомобильным бизнесом фактически до самой смерти, отказываясь передать свои богатства семье. В связи с этим возникла угроза возможной уплаты после его смерти огромного налога с имущества, оцениваемого более чем в 600 млн долларов. Чтобы избежать этого, был разработан план учреждения специального «Фонда Форда» (1936 г.) для финансирования различных проектов, осуществляемых в общественных целях. После смерти Форда от рака желудка, наступившей 7 апреля 1947 г., часть акций была передана равными долями его жене и четырем детям, а часть — завещана фонду. В 1955 г. этим фондом был осуществлен самый большой по тому времени дар в истории благотворительности — 500 млн долларов в пользу 4157 учебных и других заведений. Жена Форда, Клара, потратила миллионы долларов на благотворительные цели. В то же время она была очень экономной: сама чинила одежду и штопала носки супруга даже тогда, когда тот уже был миллионером. Внук Генри Форда-старшего, Генри Форд II, спас империю «Форд моторе» от банкротства и увеличил наследственное владение, превратив фирму в предприятие, которое стало давать 500 млн долларов прибыли в год и уверенно заняло второе место в автомобильной отрасли. В настоящее время предприятие продает свою продукцию почти во все страны мира на общую сумму свыше 15 млрд долларов в год. Генри II, получавший почти 3 млн долларов в год в виде дивидендов и еще более 500 тыс. долларов в виде зарплаты и бонусов, оказался последним представителем семьи, способным держать предприятие под личным контролем. Его сын не сменил отца в президентском кресле. Он занимается маркетингом и рекламой и очень доволен судьбой. Фордовской компанией теперь заправляют приглашенные со стороны профессиональные руководители. Однако какими бы путями ни шли наследники Генри Форда-старшего, их успехи во многом являются продолжением его предпринимательской деятельности. Последующим поколениям он оставил не только свое отлично организованное производство, выработанные многолетней практикой технологические методы, но и мысли, и идеи о различных системах предпринимательства, проблемах менеджмента, организации труда и этике деловых отношений. И в наши времена остается актуальным и справедливым одно из высказываний Форда, взятое из его книги: «Тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низшим ценам, непременно станет во главе индустрии, безразлично, какие товары он производит. Это непреложный закон...»