Спонсоры:
Спонсоры:

Халс Франс

image

(род. между 1581—1585 гг. — ум. в 1666 г.)

Выдающийся голландский живописец-виртуоз, один из лучших портретистов XVII в.

В 1572—1573 гг. Харлем, второй по величине после соседнего Амстердама город Голландии, был осажден войсками «кровавого герцога» Альбы. Шла война. Затяжная, изнурительная война 1566— 1609 гг., до недавнего времени называвшаяся буржуазной революцией. Протестантские Нидерланды сражались с испанским католицизмом за право исповедовать свою религию. В числе защитников города был и Питер Клаус Хале, занимавший пост командира гарнизона. После семимесячной осады Харлем был вынужден сдаться, и месть разъяренных столь долгим упорством испанцев была страшна. Оставшись без крыши над головой, многие жители покинули разгромленный город. Хале с молодой женой обосновался в Антверпене, а спустя несколько лет, где-то между 1581 и 1585 гг., у них родился мальчик, нареченный при крещении Франсом. Мы не знаем наверняка, чем в жизни занимался Халс-старший. Встречающееся в литературе упоминание, что он был ткачом, суконщиком, вызывает некоторое недоумение: при повсеместно распространенной в то время преемственности ремесел в семье ткача два сына — художники? Ведь возвратившийся вместе с родителями в Харлем Франс обучался живописи у Кареля ван Мандера, именитого мастера, помимо прочего, автора известной «Книги о художниках», в мастерскую которого, так сказать, «с улицы» поступить было непросто. К тому же младший брат Франса, Дирк, впоследствии тоже стал неплохим живописцем. Думается, правы те биографы, которые связывают имя П. К. Халса с кружком рисовальщиков и граверов, работавших на знаменитого издателя Христофора Платэна. Так или иначе, но богатства он не нажил. Известно, что в 1612 г. его вдова жила в крайней бедности. В 1610 г. Франс Хале получил звание мастера — стал членом харлемской гильдии Святого Луки, покровителя художников. Приблизительно к этому же времени относятся и его первые известные работы — «Портрет Якобуса Заффиуса» (1611 г.), «Портрет человека, держащего череп». Их Хале еще пишет «как учили»: скованность и неподвижность фигур была характерна для нидерландской портретной живописи конца XVI в., тем же недостатком страдает, хотя и в меньшей степени, «Портрет Питера ван дер Морсха» (1616 г.). В 1611 г. получил крещение первенец Франса — сын Хармен, а год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту Святого Георгия. Не имевшая постоянной армии Голландия учредила гильдии стрелков — воинские образования скорее декоративного, чем функционального характера. В военное время такие отряды участвовали в обороне городов, в мирной жизни это была своего рода почетная милиция, обязанности которой сводились к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. Офицерский состав менялся каждые три-четыре года. По окончании срока службы устраивался традиционный банкет, запечатлеть который приглашались только самые высококлассные художники. Работу живописца оплачивали сообща, причем тот, чей взнос был больше, изображался на самом почетном месте. В 1616 г. такой заказ впервые получил Хале от своих сослуживцев, а когда законченная работа была вывешена в стенах ратуши, это здание стало самым посещаемым в городе.

Читать дальше