Спонсоры:
Спонсоры:

Хичкок Альфред Джозеф

Белокурые актрисы, которых режиссер обожал снимать в своих фильмах, получили нарицательное прозвище «хич-коковские блондинки». Актрисы со светлыми волосами всегда становились жертвами его режиссерского садизма: их убивают, всячески унижают и преследуют. Во время съемок фильма «Птицы» одной из актрис — Типпи Хед-рен — пришлось оказать медицинскую помощь, потому что птицы буквально исклевали привлекательную девушку. Создается впечатление, что режиссеру доставляло удовольствие унижать светловолосых артисток. Он действительно любил, но одновременно остро ненавидел белокурых красавиц. О Ким Новак, сыгравшей главную роль в фильме «Головокружение», знаменитый режиссер и через много лет не мог говорить без ярости и отвращения: «Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ляжки, такая большая обтянутая свитером, лишенная малейших признаков бюстгальтера грудь». Подавленные желания оборачивались комплексами, которые Мастер ужаса пытался преодолеть с помощью своего искусства. Нож, решетка, наручники в фильмах знаменитого на весь мир режиссера несут мощный эротический подтекст. В отношениях с актерами Хичкок применял свой черный юмор, свойственный фильмам. Он обожал зло подшучивать над ними. На день рождения одной из актрис он подарил 400 копченых селедок, зная о том, что девушку мутит от одного только вида рыбы. А пятилетняя дочь Мелани актрисы Типпи Хедрен получила в подарок игрушку — куклу, которая изображала ее маму, лежащую в сосновом гробике. Альфред Хичкок обожал сниматься в своих фильмах, играя крошечные роли. Впервые он появился на экране в фильме «Жилец». Поначалу ему просто нужно было заполнить кадр из-за нехватки статистов. Затем это превратилось в суеверный предрассудок: он считал, что его появление в кадре принесет фильму удачу. Сам режиссер признавался, что его самая любимая роль была исполнена им в фильме «Спасательная шлюпка» в 1944 г. — в одном из эпизодов фильма Хичкок появляется на двух фотографиях в газете — до и после использования средства для похудения. Альфред Хичкок стал знаменит созданием ряда кинематографических приемов, которые широко используются и сегодня. Это и реактивный кадр — крупный план человека или группы людей, реагирующих на те или иные происходящие события, и, конечно же, саспенс — нагнетание сценарными, визуальными, монтажными способами предельного напряжения. «Я режиссировал зрителя», — так комментировал знаменитый кинорежиссер свою работу над созданием напряженной атмосферы. Для этого он использовал внезапные крупные планы, необычные ракурсы, дробный монтаж, шумовые эффекты, соответствующее музыкальное сопровождение, игру со временем. Но главный принцип — это затягивание драматической паузы, который был усвоен Хичкоком еще в иезуитском колледже. В течение семи лет, с 1955 по 1962 г., кинорежиссер продюсировал телевизионное шоу «Альфред Хичкок представляет». Это был сериал, состоящий из не связанных между собой таинственных историй, снятых в жанре детектива или триллера. Музыка из этого сериала — отрывок из «Похоронного марша марионеток» Гуно — стала классической хичкоковской темой. Хичкоковский профиль, который он часто рисовал, подписываясь в письмах к друзьям, стал символом сериала и торговой маркой. Также он снимает такие киношедевры, как «Окно во двор» (1954 г.), «Человек, который слишком много знал» (1956 г.). Тогда же вышел в прокат один из самых знаменитых фильмов Хичкока — классический фильм ужасов «Психоз» (I960 г.). Эта картина имела небольшой бюджет, потому что многие киностудии отказались от ее съемок, посчитав сценарий слишком жестоким. Всемирно известный режиссер специально снял этот фильм на черно-белую пленку, чтобы не использовать красную краску для сцены в душе. «Мне показалось, что в цвете кровь будет выглядеть неестественно», — сказал он. Действительно, знаток психологии страха, Хичкок учел, что для большинства людей кровь ассоциируется с черно-белыми фотографиями в газетных криминальных хрониках. Один из друзей Альфреда, Трюффо, говорил, что великий режиссер не был доволен ни одним фильмом, снятым после «Психоза». Его попытки создать высокое искусство не нашли должного понимания у зрителей. Последние четыре фильма традиционно считаются слабыми картинами стареющего мастера. В 1976 г. был снят его последний фильм. Через два года Мастер ужасов начал работу над сценарием фильма «Короткая ночь» и даже занялся подбором актеров. Но вскоре понял, что уже не в состоянии снять новый фильм. В это же время режиссер переживает и личную трагедию: у его жены был обнаружен рак, причем болезнь быстро прогрессировала. Он понимал, что после ее смерти останется совсем один: оборвется единственная нить, связывающая его с реальным миром. Так и произошло — Хичкок начал постепенно угасать: он стал злоупотреблять алкоголем и едой, а еще в 1974 г. ему был имплантирован кардиостимулятор и проведена операция по удалению камней из почек. Признание к Мастеру ужасов пришло довольно поздно. В 1967 г. он был награжден мемориальным призом им. Ирвина Тальберга. В 1979 г. получил от Американского института кино почетную награду «За достижения всей жизни», орден Британской империи и рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II. Его имя увековечено на Аллее славы в Голливуде. Несмотря на то что фильмы Хичкока пять раз выдвигались на «Оскар» за лучшую режиссуру, Мастер так и не получил эту награду. Сам Хичкок тяжело переживал отсутствие «Оскара»: «Вечный шафер и никогда не жених», — с горечью говорил он. Утром 29 апреля 1980 г. Альфред Хичкок умер от хронической сердечной недостаточности в своем доме в Бельэйр. Дочь Патрисия записала последние слова отца: «Я чувствую, что гаснет свет. Наконец-то я смогу по-настоящему отдохнуть и отоспаться». 1 мая 1980 г. его тело было кремировано, а прах развеян. После смерти Хичкока на территории компании «Юниверсал» ему был поставлен памятник. Всю свою жизнь Альфред Хичкок посвятил работе, которая позволяла ему почувствовать себя сверхчеловеком. Его партнером была метафизическая, не имеющая облика и названия, темная сила. Он словно заключил с ней какую-то сделку, суть которой была однозначна: одна сторона получает признание и славу, другая — воспетую гением красоту убийства.