Спонсоры:
Спонсоры:

Хомейни Рухолла Мусави

image

(род. в 1898, 1900 или 1903 г. — ум. в 1989 г.)

Руководитель Исламской Республики Иран с 1979 г. Аятолла (высш. духовное звание шиитов).

Среди политиков последнего времени аятолла Хомейни был и остается для европейцев личностью таинственной и загадочной. Нам непонятно, почему народ большой и влиятельной на Ближнем Востоке страны пошел за лидером, в арсенале которого были заложены средневековые идеологические концепции. Тем не менее это факт, который можно рассматривать как один из исторических феноменов. Рухолла (дух Аллаха) ал-Мусави ал-Хомейни родился в г. Хомейне. Его дед был родом из Кашмира. Во время паломничества он познакомился с иранским помещиком и, женившись на его дочери, осел в Иране. Его сын Мустафа получил религиозное образование в известном шиитском центре Наджафе в Ираке и стал ведущим священнослужителем Хомейна. Будущий руководитель Ирана был младшим из шести его детей. Мальчику не исполнилось и пяти месяцев, когда отца убили родственники одного из жителей города, казненного по его указу за нарушение поста в месяце Рамазане. Начальное образование будущий аятолла получил дома. Мать Хаджар Сагафи воспитывала сына в духе непримиримой борьбы против врагов ислама. Только в 19 лет он поступил учеником в медресе в г. Араке. В 1922 г. юноша переехал в г. Кум — «шиитский Ватикан», — где продолжил изучение различных исламских дисциплин. Видимо, его успехи были значительны, так как молодой священнослужитель остался преподавать в Центре исламских исследований Файзийе, самом авторитетном учебном заведении Ирана. Примечательно, что в Куме Хомейни увлекся трудами Аристотеля и Платона. Многие черты его модели исламской республики почерпнуты из платоновской «Республики». Кроме этого юноша увлекался поэзией, писал лирические стихи. В 1925 г. состоялась важная в биографии Рухоллы встреча с одним из богатых и влиятельных религиозных деятелей. На его десятилетней дочери он женился, значительно упрочив этим свое материальное положение. С ней он прожил всю жизнь и имел 8 детей. В 1937 г. Хомейни совершил паломничество в Мекку. На обратном пути он остановился в Наджафе, желая усовершенствовать свой арабский язык и изучить запрещенные в Иране труды ал-Банна, который принадлежал к воинствующей организации «Ихванал-муслимин» («Братья-мусульмане»). С членами организации он вскоре сблизился, и это стало важным этапом биографии будущего руководителя Ирана. В 1938 г. Хомейни вернулся в Кум и стал резко осуждать в печати антиклерикальные, а особенно антишиитские тенденции в общественной жизни Ирана. Помимо этого, Хомейни уделял серьезное внимание упрочению материально-финансового положения крупного шиитского духовенства Кума, совершая частые поездки в глубь страны и призывая население «выполнить свой религиозный долг», оплачивая исламо-шиитские налоги. В 1946 г. в здании министерства юстиции членами воинствующей шиитско-исламской организации «Федаяна ислам» был зверски убит крупный иранский историк Ахмед Кесрави, который выступал против шиизма. Религиозные фанатики не видели в убийстве ничего предосудительного. Пять мул из Кума, в том числе Хомейни, отправились к шаху, чтобы просить помилование для убийцы ученого. Шах решил принять только Хомейни. Его предупредили, что церемониал требует, чтобы он ждал шаха стоя и сел только после того, как монарх появится в приемном покое. Однако, когда шах Мохам-мед Реза вошел в комнату, он увидел Хомейни сидящим. Ему пришлось сесть вторым, а во время беседы пойти навстречу главе делегации и помиловать преступника. После встречи с шахом Хомейни вернулся в Кум и несколько лет преподавал там в медресе, а также работал над книгой по шариату. По иранским меркам, он был весьма богатым человеком. Он и его братья извлекали большие доходы из принадлежащих им земельных наделов, которые обрабатывали около трех тысяч крестьян-арендаторов. Однако в отличие от братьев Хомейни значительную часть своих доходов распределял в качестве стипендий среди посещавших его занятия учеников медресе. Деятельность Хомейни вызывала недовольство правящей власти. Уже в 1930-е годы его лекции были запрещены, что не мешало будущему политическому лидеру Ирана преподавать подпольно и воспитать сотни последователей. Авторитет учителя был настолько высок, что в конце 1950-х годов он превратился в религиозного деятеля высшего ранга — аятоллу, которых в то время в Иране насчитывалось несколько сот человек. Аятолла стал признанным Учителем духовных лидеров страны. Он подготовил около 1200 религиозных деятелей Ирана. Причем в дискуссиях поощрял учеников, оспаривающих его мнение. За годы своей деятельности аятолла написал 21 книгу по исламской теологии. Первая из них, «Раскрытие секретов», сразу привлекла к себе внимание критикой шахского режима за деспотизм и разрушение исламской культуры. Это было первое открытое выступление против иранской монархии.

Читать дальше