Спонсоры:
Спонсоры:

Тициан

Настоящее имя — Тициано Вечелио (Вечелли)

image

(род. в 1488(1489) г. - ум. в 1576 г.)

Великий итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения, глава венецианской живописной школы, большой мастер колорита. Член Флорентийской академии рисунка (1566г.), почетный гражданин Рима (1546г.).

Удивительную жизнь прожил Тициан — цельную, могучую, полнокровную. И творения его были ей под стать — всеобъемлющие, по плечу только титану Высокого Возрождения. По количеству созданных произведений он превосходит творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело вместе взятых. Время проносилось над Тицианом, как над вершиной непоколебимой скалы, сохранив для потомков практически все его творения. До сих пор не установлена точная дата рождения художника. По различным сведениям, это произошло между 1473—1490 гг., то есть он прожил не менее 86 и не более 103 лет. И хотя большинство биографов называют 1488— 1489 гг., в приходе Сан-Канционе в Венеции перед записью о смерти стоит другая дата — 1473 год рождения. Тициан происходил из старинного рода небольшого городка Пьеве ди Кадоре, расположенного среди суровых Доломитовых Альп. Издавна члены семьи посвяшали себя торговле, юриспруденции, военной службе. Oтец будущего художника, Грегорио Вечелио, служил нотариусом в магистрате и внимательно относился к воспитанию своих пятерых детей. Второму сыну Тициану было всего 9—10 лет, когда отец, заметив его склонность к живописи, отправил его учиться в Венецию. Мальчик очутился в городе праздничных красок, ясной гармонии, в атмосфере творчества и преклонения перед миром искусства. И если по всей Италии уже ощущался надвигающийся кризис, то жители Венецианской республики испытывали наивысший подъем духовных и творческих сил. Первым учителем Тициана стал мозаичист Себастьяно Цуккато. Но вскоре юноша перешел в мастерскую Джентиле Беллини, а затем его брата Джованни, где познакомился с молодым, полным обаяния и разносторонне одаренным Джорджоне. Покоренный тонким лирическим даром, пленяющей пластикой и гармонией его произведений Тициан с 1507 г. стал помощником утонченного художника и работал с ним вплоть до его безвременной смерти в 1510 г. Живописную манеру двух мастеров практически невозможно было отличить в совместной работе над фресками Немецкого подворья (Фондако ден Тадески, почти не сохранились). Тициан также дописал пейзажи в неоконченных картинах Джорджоне «Сельский концерт» и «Спящая Венера». До 1520 г., пользуясь советами наставника, он продолжал «писать прямо краской без подготовительных эскизов на бумаге», — рассказывал Дж. Вазари. Первые самостоятельные венецианские работы Тициана («Папа Александр VI представляет Св. Петру Якопо Пезаро», 1505—1506 гг.; «Бегство в Египет», 1507 г.; «Цыганская Мадонна», 1508—1510 гг.; «Три возраста», 1512 г. и др.) и росписи в помещении Братства Св. Антония в Падуе (1511 г.) еще далеки от совершенства. Но «Портрет неизвестного» (или «Ариосто», 1508—1509 гг.), а тем более композиции 1510-х гг. — «Мадонна с вишнями», «Мадонна со святыми», «Любовь небесная и земная» открывают стремление художника к изображению мира активных действий, полного торжественного величия и праздничного великолепия. И хотя манера Тициана близка к Беллини и Джорджоне, но краски на этих картинах набирают полноту звучания, вызывают ощущение огромной жизненной силы. 1516 г. принес в жизнь Тициана горечь смерти Джованни Беллини и, как следствие, место первого живописца Венецианской республики, но главное, дал такой гигантский всплеск творческой энергии и мастерства, который не ослабевал с годами. Для своего главного заказчика — феррарского герцога Альфонса д'Эсте — художник создает картину «Динарий кесаря» (1516 г.). Можно не помнить содержания евангельской притчи, забыть ответ Христа на вопрос фарисея о том, платить ли дань римскому императору: «Воздайте Богу Богово, а кесарю — кесарево». Но невозможно не увидеть «красноречивой в безмолвии своем» живописной правды. Две полуфигуры, два лица, две руки поданы просто, без намека на эффектность. Но сколько драматизма в столкновении правды с ложью, прямоты с лицемерием, спокойного достоинства с человеческой низостью и агрессией! Художник разграничивает эти два мира, используя всю стихию света и цвета. И если эта маленькая по размерам картина (75x56 см, доска) вызывает столько чувств, то становится понятно ошеломление монахов перед грандиозным (6,9x3,6 м, доска) алтарным образом «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516—1518 гг.). Картина показалась им столь дерзко-кощунственной, что они сначала отказались ее принять. Можно только представить, как велика была сила воздействия этого образа на верующих, когда в неверном мерцании света, усиливающем ощущение бесконечности церкви Сайта Мария Глориоза деи Фрари, они видели, как возносится на небеса почти трехметровая фигура могущественной заступницы в развевающихся одеждах. Недаром Людовико Дольче, современник и биограф Тициана, увидел в «Ассунте» «устрашающую духовную силу».

Читать дальше