Спонсоры:
Спонсоры:

Кальман Имре

Настоящее имя — Коппштейн Имре (Эммерих)

image

(род. в 1882 г. — ум. в 1953 г.)

Венгерский композитор, мастер новой венской оперетты, критик. Сочинения: 20оперетт, в том числе «Осенние маневры», «Цыган-премьер», «Королева чардаша» («Сильва»), «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра», «Дьявольский всадник»; произведения для оркестра; среди них симфоническая поэма «Сатурналии», инструментальные пьесы; романсы,

В развитии мировой оперетты особое место принадлежит классику этого жанра, создателю так называемой неовенской оперетты, выдающемуся венгерскому композитору Имре Кальману. Вот уже почти столетие с афиш музыкальных театров не сходят «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», а их премьеры неизменно сопровождаются успехом. В чем же секрет искусства Кальмана? Прежде всего, в его богатейшем мелодическом даре, мастерском воплощении венгерского фольклора, серьезном отношении к «легкому жанру» как к одной из составных частей музыкальной культуры. Сам композитор рассматривал свой успех как «удивительную, неразрешимую вечную загадку... Прилежная, серьезная, добросовестная и вдохновенная работа — только спутница, помощница успеха... но успех или провал — это подарок богов или дьявола». Конечно, одной счастливой случайностью успех такого масштаба не объяснить. Его истоки надо искать в новаторском таланте Кальмана, благодаря которому композитору удалось поднять оперетту на новую, более высокую ступень и наметить пути ее дальнейшего развития. Имре (Эммерих) Кальман (настоящая фамилия Коппштейн) родился 24 октября 1882 г. в венгерском курортном местечке Шиофок близ озера Балатон. Отец Кальмана был добропорядочным буржуа, основателем акционерного общества, благодаря чему семья жила хоть и небогато, но вполне пристойно. Что касается музыки, то об этом в своих «Мемуарах» Кальман позже писал: «С музыкой познакомился дома в самом раннем возрасте. Моя сестра Вильма была хорошей пианисткой, она много и прилежно занималась. Я часами просиживал под роялем... Так четырехлетним ребенком я выучился петь с начала до конца Вторую рапсодию Листа». Осенью 1892 г., после окончания начальной школы, десятилетнего Имре отправляют учиться в Будапештскую евангелическую гимназию. А через четыре года в Будапешт переехала вся семья. Причиной переезда было разорение отца Кальмана. Жить стало труднее, а потому ученику пятого класса гимназии Имре Кальману пришлось зарабатывать репетиторством, а вечером помогать отцу переписывать письма и отправлять их на почту. Как писал Кальман, «страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни... Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тут-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот... Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом». Однако родители считали, что после окончания гимназии сын должен поступить в университет, чтобы получить достойную профессию. Не пренебрегая их доводами, юноша по-своему решил эту проблему. Параллельно с учебой в гимназии он занялся музыкальным самообразованием. Игре на рояле Имре начал учиться в пятнадцать лет, кроме того, он читал и изучал критические статьи Шумана и Листа, их биографии, а также современных публицистов, откликавшихся на значительные музыкальные события в Будапеште. Не сразу решился Имре переступить порог Музыкальной академии им. Листа, наконец, втайне от родителей, рискнул обратиться к маститому профессору Кесслеру. После прослушивания Кесслер не только «счел его стоящим», но и предложил держать вступительные экзамены. Однако совмещать первый курс высшего учебного заведения с последним классом гимназии запрещалось. И тогда, чтобы не терять времени, Кальман прошел курс гармонии частным образом. Весной 1900 г. Кальман окончил гимназию с золотой медалью. Одновременно он занимался самостоятельно по программе первого курса консерватории и сотрудничал с редакцией газеты, где периодически печатались его заметки, обычно подписываемые литерами «И. К.». Именно к этому периоду относится рождение его псевдонима. Осенью 1900 г. Кальман стал студентом II курса Музыкальной академии, и в тот же год, повинуясь воле родителей, поступил на юридический факультет Будапештского университета. Еще учась в консерватории, Кальман написал 5 пьес для фортепиано, скерцо для струнного оркестра, фортепианные пьесы для детей и сонату. А в феврале 1904 г. в Оперном театре Будапешта состоялся концерт из произведений выпускников Музыкальной академии, на котором Кальман представил скерцо, положительно оцененное позже музыкальными критиками.

Читать дальше