Спонсоры:
Спонсоры:

Кальман Имре

После окончания консерватории, не оставляя мечту о дальнейшем музыкальном творчестве, Кальман все же трезво рассудил, что пора подумать о материальных делах. Потому осенью 1904 г. он стал оперным и концертным критиком в редакции «Пештского дневника». В то время Кальман еще не помышлял о сочинении оперетт. Как серьезный симфонист и критик столичной газеты, он свысока относился к оперетте — этому «невоспитанному детищу муз». Но как часто бывает, судьбу композитора изменил случай. В октябре 1906 г. Кальман получил заказ написать для Венгерского театра музыку к мелодраме «Прощание Мик-ши». По окончании работы ему пришлось стать еще концертмейстером и дирижером, поскольку в то время театр был поглощен репетициями «Веселой вдовы» Легара, ставившейся в Венгрии впервые. Мелодрама «Прощание Микши» с успехом прошла в ноябре 1906 г., и Кальмана поздравляли с интересным произведением и удачным дирижерским дебютом. Что же повлияло на решение Кальмана изменить направление своего творческого пути? Пожалуй, на этот вопрос он лучше всего ответил сам в интервью «Новому венскому журналу» в 1917 г.: «Я знаю, что половина партитуры Листа перевесит все оперетты, которые я написал, и которые будут мною написаны. Но я знаю также и то, что половина страницы этой партитуры требует концентрированно собранной, высокоодухотворенной публики, которая, в свою очередь, составляет самую незначительную частицу той публики, которая обычно ходит в театр». 22 февраля 1908 г. в будапештском Театре комедии с сенсационным успехом прошла премьера оперетты Кальмана «Татарское нашествие». Уже на следующий день большинство газет поместило хвалебные рецензии, в которых подчеркивалась необычность произведения, его волнующая, окрашенная национальным колоритом, великолепная музыка. Вскоре дирекция венского театра «Ан дер Вин» предложила Кальману поставить эту оперетту в их театре. 27-летний Имре переехал в Вену, где ему пришлось переработать всю партитуру, сделать новую инструментовку и дописать несколько номеров. 21 января 1909 г. оперетта уже под названием «Осенние маневры» с успехом прошла в театре «Ан дер Вин». Вскоре «Осенние маневры» были поставлены на сценах многих городов Европы, Америки и даже Австралии. В конце 1909 г. Кальман познакомился с Паулей Дворжак, которая, как добрая фея, вошла в его скромную жизнь. Она сумела понять сложную натуру своего избранника, стала его другом, женой, советчиком и бережливой хозяйкой. Как заметил биограф композитора Р. Эстеррейхер, «все оперетты, написанные Имре Кальманом в эти годы, должны были бы иметь на титульных листах одинаковую надпись: "Пауле — посвящается"». Осенью 1909 г. Кальман вернулся в Будапешт, и в марте 1910 г. в Театре комедии состоялась премьера его оперетты «Отставной солдат». Композитор настолько увлекся драматическими коллизиями, что вместо оперетты получилась своеобразная музыкальная драма в духе традиционных народных представлений. Хотя именно это и привлекло публику, тепло встретившую новое произведение композитора. Но настоящее признание пришло к Кальману с появлением оперетты «Цыган-премьер», первое представление которой состоялось 11 октября 1912 г. в «Иоганн Штраус театре». Пережив впоследствии триумфы, намного превышающие успех «Цыгана-премьера», композитор признавался: «С этим произведением я провел самые прекрасные дни моего композиторского бытия». В 1914 г. Кальман приступил к созданию следующей оперетты, которую назвал «Королевой чардаша» по аналогии с бессмертным «королем вальса» Иоганном Штраусом. 17 ноября 1915 г. в венском «Иоганн Штраус театре» состоялась ее премьера. Невиданный успех «Королевы чардаша» вознес ее автора на вершину опереточного Олимпа. Успех оперетты, почти одновременно завоевавший публику двух континентов, можно объяснить тем, что Кальману удалось проникающей в сердце музыкой и великолепным либретто показать жизнь во всех ее чувственных проявлениях и противоречиях. Осенью 1918 г. распалась Австро-Венгрия. В результате буржуазно-демократической революции было создано несколько суверенных государств — Австрия, Чехословакия, Венгрия. Как подлинный патриот Кальман без промедления определил свое официальное положение: в 1918 г. он и его жена Пауля становятся гражданами Венгерской республики, получив у австрийских властей паспорта иностранцев, проживающих в Вене. В эти напряженные дни, когда венцы боялись выйти на улицу, чтобы не оказаться жертвами случайной перестрелки, Кальману предложили сюжет и либретто новой оперетты. На титульном листе значилось «Графиня Марица». Кальман сразу понял, что материал прекрасный, и немедленно приступил к работе. Параллельно с «Марицей» композитор пишет партитуру оперетты «Баядера». И уже на другой день после ее премьеры вся Вена напевала его арию «О, Баядера...», а через короткое время эта мелодия звучала уже по всему миру. Наконец наступил черед «Марицы». Ее премьера состоялась 28 февраля 1924 г. в театре «Ан дер Вин». И снова венгерская народная музыка, с филигранным мастерством обработанная рукой большого художника, своей чарующей мелодикой и безудержным темпераментом увлекла аудиторию.

Читать дальше