Спонсоры:
Спонсоры:

Кваренги (Гваренги) Джакомо Антонио

image

(род. в 1744 г. — ум. в 1817 г.)

Русский архитектор, представитель классицизма, автор многих дворцовых и общественных зданий в Санкт-Петербурге, Пушкине, Павловске, Москве и др. городах.

Придворный зодчий российских правителей Екатерины II, Павла I и Александра I лучшей постройкой своей жизни считал Смольный институт. А всего по его проектам было возведено только в Северной столице и ее окрестностях более 40 шедевров. В биографии Кваренги много любопытных фактов. Например, он ехал из Италии в Россию работать по контракту на три года, а остался навсегда; был единственным архитектором той эпохи, который собственноручно рисовал проекты будущих сооружений без чертежной линейки; никогда не создавал архитектурных ансамблей; строил дворцы, а сам жил в обычной белой мазанке (большой казенный дом в Царском Селе, выделенный царицей для семьи архитектора, новый хозяин перестроил наподобие сельской итальянской усадьбы). Творец имел 11 детей, был мал ростом и некрасив, над ним смеялись на улице. Рисовальщики обычно изображали его с большим животом и огромным носом. В свете великий итальянец славился открытым характером и добрым сердцем. Сам он говорил: «У меня есть один недостаток, который вредит только мне, — я не способен обидеть даже мухи». Родился будущий зодчий 20 сентября 1744 г. в предгорном селении Рота Фуори, предместье провинции Бергамо, на севере Италии. У потомственных аристократов Джако-мо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота это был второй сын, имя ему дали в честь отца-художника. Видя увлеченность сына изобразительным искусством, глава семьи предоставил ему возможность учиться рисованию у лучших художников Бергамо — Паоло Бономини и Джованни Реджи, ученика Тьеполо, а с 1762 г. — в Риме у Рафаэля Менг-са. Разносторонне одаренный юноша увлекался еще и литературой, музыкой, архитектурой, прекрасно писал и переводил, сочинял музыку, но в конце концов остановился на архитектуре. Его первыми наставниками в Риме были С. Поудо и построивший для Павла I Михайловский замок Винченцо Бренна. Одержимость и тонкий вкус начинающего зодчего рано заметили его учителя и коллеги, но вот развернуться ему не давали. Он выполнял только случайные разовые работы, проектируя камины, небольшие здания и проч. В конце 1760-х гг. от Кристофера Юкстона, ирландского скульптора, Кваренги получил заказ на два особняка. Отлично справляясь с заданиями, начинающий архитектор постепенно приобретал признание у заказчиков. В 1770 г. настоятель монастыря в Субиано подрядил его обновить старую готическую церковь Санта-Сколас-тика. Обязательным условием было не трогать ни одного камня прежней постройки. Мастер умело решил эту трудную задачу всего лишь за 3 года. Простой и смелый проект реконструкции интерьера храма, сохранившегося до наших дней, теперь называют одним из ранних образцов европейского классицизма. Автора огорчило то, что монахи решили сначала сэкономить на деталях отделки, а потом и на гонораре архитектора. Позже он построил манеж в Монако и столовую залу в доме герцогини Моден-ской в Вене. Другие проекты Кваренги отправлял по заказам в Англию, Швецию, и в конце 1770-х гг. его имя уже стало широко известно. Теперь он на равных общался с римской знатью, путешествовал по Италии, имел собственный капитал, а после женитьбы его финансовое положение значительно упрочилось. Жена, Мария Фортуната, отличалась красотой и гостеприимством, Джакомо ее горячо любил и дорожил ею.

Читать дальше