Спонсоры:
Спонсоры:

Кваренги (Гваренги) Джакомо Антонио

В 1779 г. Екатерина II попросила в письме своего друга, барона Гримма, подыскать ей в Риме хорошего архитектора. Тот предложил условия работы неординарному Кваренги: художнику, зодчему, литератору, переводчику, музыканту, археологу. Трехлетний контракт был очень выгодным и приглашенный не стал откладывать отъезд. Кроме того, в далекой незнакомой России он надеялся осуществить свои мечты и реализовать талант, невостребованный на родине. Спешно собравшись и оставив маленькую дочь родным в Бергамо, глава семьи отправился в далекий и нелегкий путь с беременной женой. Не доехав немного до столицы, она в январский зимний день 1780 г. благополучно родила в крестьянской избе. Петербург встретил их радушно и открыл широкие перспективы. Тридцатишестилетний Джакамо Антонио Кваренги стал любимым архитектором двора ее Величества. Екатерина II заботливо относилась не только к нему, но и ко всей его семье. В светской жизни итальянец был на первых ролях — тонкий ценитель музыки и литературы, эрудит, имевший большую по тем временам библиотеку, насчитывающую около двух тысяч томов. Среди его друзей появились Николай Львов, Петр Соколов, Паоло Брюлло (отец известных живописцев), Огюст Монфер-ран, Орест Кипренский и др. Д. Кваренги много помогал своим коллегам, содействовал приезду в Россию таких звезд, как архитектор Франческо Кампорези, сценограф Пьетро Гонзага и других. Жена, Мария Фортуната, умница, красавица, хлебосольная хозяйка элегантного дома, известного всем иностранцам столицы, тоже была благосклонно принята при дворе и пользовалась покровительством царицы. В 1780—1783 гг. семья Кваренги жила в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, а потом переселилась в Царское Село. Одними из первых его петербургских работ были четыре небольших церкви в пригороде, которые императрица велела соорудить в Славянке, Пулкове, Федоровском посаде и на Софийском кладбище. Параллельно новоиспеченный придворный зодчий занимался московским проектом перестройки Екатерининского дворца на Яузе и торговыми рядами на Красной площади (1786 г.). К его ранним российским работам можно отнести также Английский дворец в Петергофе (1781 — 1794 гг.), разрушенный фашистами в 1942 г. Потрясающее воображение и мастерство Д. Кваренги породило немало великолепных проектов. Тот же Георгиевский зал Зимнего дворца (1787 г.) — один из его лучших интерьеров. Он построил здания, без которых теперь невозможно представить Северную Пальмиру и ее окрестности. Дворцы и царские резиденции вылепили вкупе с барочными творениями Растрелли неповторимый петербургский стиль. Большинство работ великого Кваренги сохранились до настоящего времени. К ним относятся: Александровский дворец (1792—1796 гг.) в Царском Селе и павильоны в пейзажной части Екатерининского парка— Концертный зал (1782—1786 гг.) и Зал на острове (1794 г.); Академия наук в Санкт-Петербурге на Университетской набережной (1783—1785 гг.); Эрмитажный театр на Дворцовой набережной (1783—1787 гг.); Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (кстати, Эрмитаж хранит ценнейшую коллекцию чертежей, переданную сыном Джулио в 1817 г. сразу после кончины отца); Коллегия иностранных дел и Английская церковь на Английской набережной; Ассигнационный банк (1783—1799 гг.) и дом Юсуповых на Садовой улице; Кабинет Его Величества и Серебряные ряды на Невском проспекте; дом Салтыкова на Марсовом поле; дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте; Главная аптека на Миллионной улице; Мари-инская больница для бедных на Литейном проспекте (1803 г.); Екатерининский институт на Фонтанке, ныне часть Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (1804г.); Конногвардейский манеж (1804— 1807 гг.); Смольный институт (1806—1808 гг.). Работы Кваренги исполнены в духе венецианской школы, с ее изящным, но сухим стилем, мало пригодным для северных стран, где столь любимые маэстро колонны, отнимают много света и без того скупо отпускаемого природой севера. Зато в работах великого мастера всегда заметна пластическая законченность образа, вкус, гармоничность пропорций. Он первым воплотил в камень идеи великого итальянского архитектурного теоретика эпохи Возрождения Андреа Палладио. В Москве сохранился Екатерининский дворец в Лефортово, Старый Гостиный двор (1790—1805 гг.), Странноприимный дом (1794— 1807 гг.), ныне институт имени Н. В. Склифосовского, который Кваренги проектировал совместно с Е. С. Назаровым. Под его руководством было создано немало проектов различных зданий в других городах Российской империи («Белый дом» в Иркутске, 1800—1804 гг., дом Денисьева в Курске, 1790 г. и многие другие). Слава о таланте итальянца быстро разнеслась повсюду и его буквально завалили заказами. В частности, он разработал проекты грандиозных дворцов для графа Н. П. Шереметева на Никольской улице Санкт-Петербурга (1780-е гг.) и князя А. А. Безбо-родко на Воронцовом Поле (1785 г.), которые, правда, не были реализованы. «У меня так много работы, что я едва нахожу время есть и спать», — писал он другу в Рим. Соперничая в роскоши, вельможи чаще всего пользовались услугами модного тогда итальянского архитектора.

Читать дальше