Спонсоры:
Спонсоры:

Золя Эмиль

Неудовлетворенные юношеские порывы любви, стихи, первые проявления воли, направленные на поиски своего призвания, — таков восемнадцатилетний Эмиль Золя. В 1858 г. Эмиль приехал в Париж, где поступил экстерном в лицей Св. Людовика, позже ставший коллежем, и даже добился стипендии. При бедности семьи денежное довольствие было весьма кстати. И все же Золя бедствовал. Одноклассники, как и в школе, насмехались над чужаком. Эмиля охватывало отчаяние: он одинок, ему неуютно в большом городе. Он, бывший отличник, вскоре стал отставать в учебе. Проучившись некоторое время в коллеже, решил сдать экзамены в Сорбонну, эту республику студентов, храм французской науки. Вначале все шло, как и задумывалось. Кандидат успешно сдавал один экзамен за другим. Конфуз произошел на устных экзаменах по истории, литературе и языкам. Золя не сумел правильно ответить ни на один вопрос профессоров. Потерпев неудачу в овладении науками, Эмиль поступил на работу в таможню. Он по-прежнему подавлен, у него нет денег даже на омнибус, его обед — несколько картофелин, сваренных матерью. И все же собственная бедность угнетала его гораздо меньше, чем бедность матери, вынужденной ради скудного заработка целыми днями сидеть за швейной машинкой. В конце декабря 1861 г. член Французской медицинской академии господин Буде, друг отца Золя, помог устроить Эмиля на работу упаковщиком в издательстве Ашетт. В темной комнате, за книжной лавкой Золя упаковывал книги, а вечерами писал стихи и поэмы. В конце концов он решился показать рукопись своего сборника стихов под названием «Любовная комедия» своему хозяину Луи Ашет-ту, слывшему в писательских кругах одним из наиболее удачливых издателей. Ашетт рукопись прочитал и вынес приговор: «Сборник неплох, но он никогда не разойдется. У вас есть талант. Пишите прозу». Приняв совет как сигнал к действию, Золя отказался от поэзии, записав в дневнике: «Я горжусь только тем, что осознал собственную посредственность как поэта и мужественно взялся за грубое орудие нашего века — за прозу». Начав у Ашетта упаковщиком и экспедитором, Золя через три года стал не только заведующим отделом, но и активным журналистом, публикуя еженедельно статьи в журналах и газетах. Он не презирал деньги, но и не переоценивал их значение. Деньги считал он средством для достижения целей и потому работал по десять часов в день без перерыва. Не обходил писатель вниманием и прекрасный пол. В 1864 г. Поль Сезанн познакомил Эмиля со своей приятельницей Габриэллой-Элеонорой-Александриной Меле, а для друзей просто Габриэль-Коко. Впрочем, кроме красивых рук, шеи и бюста, она мало отвечала тому идеалу женщины, который создал для себя Золя. Бывшая прачка, девушка из народа, к тому же старше его на год, стала для Эмиля «реальностью, которая необходима для двадцатилетних мужчин». В первом издании романа «Исповедь Клода», отчасти автобиографичном, значилось посвящение: «Моей дорогой Габриэлле в память о 24 декабря 1865 г.». Эта дата, скорее всего, определяла день их первой близости. Прошло почти пять лет, прежде чем Золя решился наконец упорядочить свою личную жизнь. 31 мая 1870 г. состоялось его венчание с Габриэллой-Коко. Одним из свидетелей при бракосочетании был его преданный друг Поль Сезанн. Позже Золя изобразил Коко в романе «Творчество» под именем Анриетты Сандоз, а себя под именем Пьера Сандоза.

Читать дальше