Спонсоры:
Спонсоры:

Кранах Лукас Старший

В первые несколько лет придворной службы, а точнее в 1505—1509 гг., художник занимался преимущественно гравюрами. Это были и заказные работы, и иллюстрации, и большие отдельные листы на религиозные и античные темы. К слову сказать, Кранах одним из первых европейских граверов начал создавать цветные оттиски — «Адам и Ева» (1509 г.) и некоторые другие того же года были напечатаны с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветовой тон. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Святой Екатерины» (1506 г.), выбор и трактовка темы которого связаны с основанием в 1502 г. в Виттенберге университета. Как известно, Екатерина, изображенная в центре триптиха ожидающей свою казнь, является покровительницей христианской науки. Картина прекрасна в цвете, а среди многочисленных персонажей — остро схваченные портреты университетских преподавателей. Однако на этом достоинства «Алтаря» и заканчиваются. Нагроможденные как попало, фигуры наводят на мысль, что, задумав блеснуть композиционным мастерством, художник не справился со сложными ракурсами, а потому размещение тел остается неясным. Возможно, трезво оценив свою неудачу, Кранах и перенес все внимание на гравюру. Лишь после нидерландского путешествия мастер вновь обратился к живописи, напряженно и плодотворно работая отныне в различных ее жанрах. Для саксонских церквей он пишет большие алтари, среди которых самый известный — триптих с изображением «Святой родни» (близких и дальних родственников Христа) для церкви Марии в Торгау (1509 г.). Теперь композиционные построения в картинах художника хоть и отличаются большим разнообразием, но предельно просты и ясны. Кранах определился в своих творческих приемах, утвердил собственный характер художественного восприятия, выработал индивидуальный стиль, одним словом, к 1520-м гг. он — окончательно сформировавшийся художник. Оставаясь величайшим колористом, Лукас начинает писать для высокородных заказчиков небольшие «кабинетные» картины, среди которых настоящим шедевром является «Рождество Христа» (около 1515—1520 гг.) — воистину волшебная сказка с эффектами ночного освещения. В ней нет ничего мистического, так же, как и в других произведениях на священные сюжеты. Чаще они похожи на жанровые или ландшафтные картины, а многочисленные Мадонны, созданные Кранахом, неизменно наполнены любовью и нежностью матери к своему сыну. Примечательно, что краски на картинах мастера не потемнели со временем, до сих пор радуя зрителей яркостью и цветовым многообразием, однако в некоторых своих работах он сознательно отказывался от сочного цвета, оставляя фон черным или решая его в приглушенных тонах. Это, как правило, изображения обнаженного тела, интерес к написанию которого Кранах начал проявлять еще по возвращении из Нидерландов. Первой в этом длинном ряду была картина «Венера и Амур» (1509 г.), за ней последовали «Нимфа источника» (1518 г.), «Суд Париса» (1529 г.) и многие-многие другие. С середины 1520-х гг. фигуры обнаженных женщин становятся преобладающими в творчестве живописца. Маленькие, тщательно выполненные и требующие близкого рассмотрения картины на религиозные («Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия») и античные («Венера», «Лукреция», «Суд Париса») сюжеты пользуются большим спросом, и мастерская Кранаха работает без устали, создавая многочисленные реплики с оригинальных работ мастера. Благодаря такому «усердию» исследователям бывает невообразимо трудно выделить из буквально поставленной на поток продукции мастерской авторские произведения самого художника, «растворенные» в общей массе «изделий», многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом (умер в 1537 г.). Тем более что герб (тот самый, со змеей) наносился на все работы подряд, и единственным критерием поиска «настоящего Кранаха» остается уровень исполнения картины. Особой популярностью у высокопоставленных заказчиков пользовались портреты, и мастер написал их немало. Его моделями становятся саксонские курфюрсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («Портрет астронома и географа Иоганна Шёнера», 1529 г.). Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхто-на, до наших дней считающиеся единственными их изображениями. Да и сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. и вскоре перешло в тесную дружбу. Приняв сердцем учение Лютера, Лукас становится «живописцем Реформации»: создает картины и гравюры, в которых проповедует протестантские догматы, иллюстрирует сочинения Лютера, неоднократно пишет его портреты, среди которых наиболее знаменита ксилография «Мартин Лютер в образе юнкера Йорга» (1521 г.) — выразительная и одухотворенная работа. В мастерской художника готовился к изданию немецкий перевод Нового Завета. О близких отношениях двух «великих» говорит, например, то, что в 1525 г. живописец засвидетельствовал брак реформатора с Екатериной фон Бора, которую, к слову сказать, в дальнейшем увлеченно рисовал, а Лютер был крестным отцом дочери Кранаха Анны. И в то же время среди постоянных заказчиков мастера был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый слуга и приверженец католической церкви. Его изображение коленопреклоненным перед распятым Христом в раскинувшемся по земле тяжелыми складками кроваво-красном кардинальском одеянии на фоне свинцово-серого грозового неба — одна из лучших картин художника.

Читать дальше