Спонсоры:
Спонсоры:

Кранах Лукас Старший

Еще одной областью живописи, в которой Кранах стал новатором для немецкого искусства, были жанровые сценки, преимущественно на тему «неравной пары», где мастер иронизирует по поводу стариков, не замечающих в жарких объятиях юных красоток их покушения на свои кошельки, и насмехается над старухами, покупающими за деньги любовь молодых кавалеров. В других случаях действие разворачивается на природе, как в картине «Охота на оленей» (1529 г.), причем фигурки людей и животных столь невелики, что произведение воспринимается скорее как пейзаж — жанр, в котором художник также считается первопроходцем в западноевропейской живописи. Действительно, в работах Кранаха природа — отнюдь не фон, а среда, созвучная страстям человеческим, занимающая в отражении характера событий порой главенствующее место. Так, и чарующий ландшафт в «Охоте» с его яркой зеленью лужаек и темной стеной леса, холмами, медленной рекой и черепичными крышами домов расположившегося вдали города удался мастеру как нельзя лучше, сделав тем самым картину одной из лучших его работ. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Он был наставником его сына, Иоганна Фридриха, получившего после прихода к власти прозвище Великодушный. Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюрсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Киевскую, за принца Иоганна Фридриха. Необычная красота юной невесты, а затем и жены его воспитанника, покорила стареющего живописца. Отныне его многочисленные Венеры, Юдифи, Далилы, Лукреции имеют лицо маленькой принцессы: чуть скуластое, с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой. И пожалуй, не только лицо. В противовес сочным женщинам итальянского Возрождения девы на картинах Кранаха подобны скорее бутону, нежели цветку: тонкие, длинноногие, с неразвитой девичьей грудью, они утвердили определенный тип женской красоты, пришедшийся по вкусу современникам художника — так называемый «кранаховский тип». Показательна в этом отношении «Венера» (1532 г.) — стройная, узкоглазая, жеманно прикрывающая бедра полоской абсолютно прозрачной ткани. В 1547 г. мирная жизнь в Виттенберге заканчивается — впавший в немилость императора Карла V саксонский курфюрст Иоганн Фридрих проигрывает сражение за город и, раненый, попадает в плен. Кранах следует за ним в Аугсбург, чтобы просить императора отменить вынесенный его воспитаннику смертный приговор. Мольба знаменитого художника была благосклонно выслушана Карлом и принята во внимание — смерть заменили ссылкой. Но не сразу. Четыре долгих года провел курфюрст в неволе. В 1550 г. он передает старому мастеру просьбу приехать к нему, чтобы разделить его плен. Без колебаний Кранах раздает имущество наследникам и следует на зов своего господина, теперь уже бывшего. Год спустя они вместе отправляются в изгнание и поселяются в Веймаре, где к ним присоединяется поувядшая, хотя все еще миловидная Сибилла. Веймар стал их последним пристанищем. 16 октября 1553 г. Лукас Кранах Старший умирает, а в следующем году вслед за верным наставником уходит из жизни и царственная чета. В некрологе на смерть живописца были такие слова: «Все немцы остаются позади тебя...» Мастерскую художника унаследовал его второй сын — Лукас Кранах Младший, а свое неповторимое искусство мастер оставил всем живущим.