Спонсоры:
Спонсоры:

Крок Рэй

В 1954 г. Крок обратил внимание на работу одного из своих клиентов — небольшого придорожного ресторанчика в Сан-Бернардино, штат Калифорния, который держали братья Дик и Морис Макдоналд. Там была внедрена конвейерная линия, названная ими «системой скоростного обслуживания»: подача дешевых гамбургеров, жареной картошки, молочных коктейлей. В этом ресторане использовалось восемь мультимиксеров Крока. Для того чтобы познакомиться с тем, как работает ресторан, Крок приехал в «Макдоналдс» и был поражен увиденным зрелищем. Крохотный зал удивлял безукоризненной чистотой и отменным порядком, чистота была и на автомобильной стоянке и прилегающих к нему участках. Радовала глаз и привлекательная униформа его работников. Пообщавшись с посетителями, он выяснил, что их устраивает качество еды и ее дешевизна, и потому они, как правило, обедают здесь каждый день. Проанализировав информацию, Крок предложил Дику и Морису расширить дело. Но братья не выразили энтузиазма по поводу открытия дополнительных ресторанов. И тогда Крок решил заняться этим сам. Результатом беседы стал договор, по которому братья Макдоналд должны были получать 0,5 % объема валовой выручки, а Крок приобретал право тиражировать их бизнес вместе с именем, поскольку его собственная фамилия не соответствовала имиджу ресторана (она была созвучна со словом «мошенник»). Так была реализована идея организации бизнеса, под названием франчайзинг, при которой компания (франчайзор) передает другой компании (франчайзи) право на продажу своего продукта и услуг по заранее определенным законам и под своей торговой маркой. Подписав договор с братьями Макдоналд, Рэй прежде всего усовершенствовал систему скоростного обслуживания — каждый служащий выполнял только одну операцию, так как меню состояло из очень ограниченного количества блюд. Крок был привержен идее, заключающейся в том, что «существует наука, как производить и подавать гамбургер». В конце 1950-х гг. он даже построил лабораторию, где разрабатывались различные методики производственного процесса. В 1961 г. бизнесмен-новатор запустил обучающую программу (позднее названную «Университетом гамбургера») в своем новом магазине в городе Элк Гроув, штат Иллинойс. Здесь лицензиаты и продавцы обучались новым научным методам успешного управления «Макдоналдсом». Тогда же братья Макдоналд согласились продать свое имя Кроку — знаменитую литеру «М» они оценили в 2,7 млн долларов наличными. Однако у Рэя таких денег не было: по стране работало 228 ресторанов быстрого питания, в 1960 г. они заработали 75 млн долларов, но процент, причитавшийся Кроку, был ничтожен. Прибыль его фирмы за этот год составляла 77 тыс. долларов, а долгов было на 5,5 миллионов. Срочно нужен был кредит. Главный финансист Крока Гарри Зоннеборн сумел уговорить самые известные университеты (прежде всего Принстон-ский) вложить 2,7 млн долларов в «Макдоналдс». За это кредиторы получали возможность отщипывать от прибыли фирмы 0,5 %. Но внезапно кредиторы отказались от своего решения. Зоннеборн срочно вылетел в Нью-Йорк и на аргументы типа: «быстрое питание слишком ненадежный бизнес» заявил: «Вообще-то мы не занимаемся общепитом. Мы... занимаемся недвижимостью». Еще в 1954 г. Крок придумал, как объединить ресторанный бизнес и недвижимость. Его идея заключалась в том, чтобы, не имея ни гроша в кармане, постепенно прибрать к рукам здания построенных «Макдоналдсов» вместе с землей, на которой они стояли. Сначала земля для строительства закусочной бралась в аренду. Потом будущий владелец «Макдоналдса» покупал у Крока франшизу — от 10 до 15 тыс. долларов, которые отправлялись на депозит. Через 15 лет ему возвращалась половина суммы, через двадцать — вторая. Никаких процентов, естественно, не полагалось. Вот эти-то деньги и переводил Зоннеборн на счета хозяев земли в качестве первоначального взноса. За первые 10 лет операций с недвижимостью компания «Франшиза Истэйт», созданная Кроком и Зонне-борном, оказалась владельцем недвижимости общей стоимостью 16 млн долларов. В это время в компанию пришел бухгалтер Ричард Бойлан, который стал по-новому вести бухгалтерские книги «Макдоналдса». Он сообразил, что раз фирма сдает в аренду здания, значит, она как бы и владеет ими. Следовательно, стоимость сооружений и земельных участков можно приписать к ее активам. Потом он прикинул, что за несколько лет стоимость недвижимости порядком вырастет, и этот рост записал в графу «доход». После таких несложных комбинаций, запрещенных Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США, доход «Макдоналдса» за один 1960 г. вырос в четыре раза. «На самом деле мы все честно объясняли в примечаниях, — вспоминал Ричард, — но люди никогда не читают примечаний».

Читать дальше