Спонсоры:
Спонсоры:

Кубрик Стэнли

Настоящее признание режиссер снискал после выхода на экраны антивоенной драмы «Пути славы» (1957 г.). Сложная внутренняя концепция сюжета, благодаря остроте и откровенному сарказму в подаче материала, а также великолепной игре Кёрка Дугласа была высоко оценена специалистами. В Европе же, в частности во Франции и в Бельгии фильм был фактически запрещен. Это было связано с тематикой картины — в ней было показано, как из-за некомпетентности командиров на полях Первой мировой войны гибла французская пехота и как судили простых солдат, обвиненных в срыве наступления. Разгоревшийся из-за этого скандал оставил Кубрика на два года без работы, и он вынужденно согласился на предложение Кёрка Дугласа, игравшего заглавную роль Спартака в одноименной картине, взять на себя режиссуру фильма, уже начатую Э. Манном. В этом зрелищном «суперколоссе» он сумел поднять на высочайший профессиональный уровень весь постановочный процесс, сохранив при этом глубину психологических характеристик героев. Фильм имел огромный коммерческий успех, а Кубрик удостоился всемирного признания. Именно тогда он понял, что не вписывается в голливудскую систему стандартов, раздражает всех своей независимостью и стремлением оставаться автором своих работ в полном смысле этого слова. В 1961 г. Кубрик переезжает в Англию и решается на экранизацию скандального романа В. Набокова «Лолита». Автор произведения очень волновался, как прозвучит с экрана его «чистый, нереальный и нереализуемый вымысел». После выхода фильма он всячески хвалил Кубрика, а вот критика, и прежде обвинявшая режиссера в цинизме, теперь заговорила о его склонности к «черному юмору», несмотря на смягченные акценты и интонации, по сравнению с оригинальным повествованием. Следует отметить, что большинство фильмов Кубрика являются экранизациями, где он фактически выступал как полноправный автор. Как режиссер «брехтианского» типа, он побуждал зрителя к критическому мышлению, тормошил сознание, выводил из равновесия, представляя героев и события в странном, неожиданном аспекте для восприятия. И чтобы подчеркнуть этот диссонанс, Кубрик тщательно подбирал музыкальное сопровождение. Так в фильме «2001: Космическая одиссея» сверхсовременный космический корабль плывет к Луне под звуки вальса «Голубой Дунай»; беззвучные атомные взрывы, уничтожающие все живое, сопровождаются ласковой песенкой «Мы встретимся снова, только не знаю, когда и где» («Доктор Стрейджлав», 1964 г.); а в картине «Заводной апельсин» (1971 г.) подонок крушит все в чужом доме, убивает и насилует, мурлыкая популярный мотивчик «Пою под дождем»... Не всем нравились творческие методы Кубрика, и поэтому одна часть зрителей и профессионалов из мира кино относила его работы к скучным, маловразумительным и претенциозным, в то время как другая называла его открывателем новых горизонтов выразительности и проводником в область неизведанных миров. Тем не менее, все фильмы Кубрика, начиная с «Доктора Стрейджлава, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», стали классикой мирового кинематографа. Итак, в 1968 году зрители были потрясены уже упоминаемой грандиозной фантастической эпопеей «2001: Космическая одиссея» по роману А. Кларка. Используя всевозможный технический арсенал кинематографа того времени, режиссер показал завораживающую красоту мира, открывающегося человеку с выходом в космос. За использование спецэффектов и комбинированные съемки Кубрик получил свой первый и единственный «Оскар», несмотря на многочисленные номинации на этот престижный приз. Следует отметить, что мастерство режиссера в области экранизации научной фантастики было по достоинству оценено не только зрителями, но и правительством США. В передаче «Темная сторона Луны», показанной на канале СВС Newsworld 16 ноября 2003 г., супруга Кубрика рассекретила интересный факт из его биографии. Оказывается, Стэнли в компании с другими профессионалами кино было доверено спасти национальную честь страны и снять фильм-фальсификацию о высадке американских астронавтов на Луну. И только узкие специалисты, да и то не сразу, обнаружили подделку. После «Одиссеи», ставшей эталоном экранизации научной фантастики, режиссер уже мог ничего не снимать и спокойно почивать на лаврах до конца жизни или тиражировать что-то подобное. Но Кубрик обратился к трагической теме неистребимости заложенного в человеке зла и цинизме современной цивилизации, экранизировав «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса (1971 г.). В Великобритании из-за обилия сцен насилия фильм был запрещен судом с формулировкой «зло как таковое». Самым «простым» в творчестве Кубрика стала картина по роману Теккерея «Барри Линдон» (1975 г.), в котором режиссер вслед за автором создал живописное, но холодное и рассудочное зрелище, утверждающее неминуемость победы времени и смерти над жизнью. А то, что режиссер имеет возможность сказать даже больше, чем писатель, Кубрик доказал фильмом ужасов «Сияние» (1980 г.). И хотя С. Кинг считал, что Стэнли исказил букву и дух его книги, но большинство читающих зрителей признали, что картина получилась гораздо сильнее и страшнее, чем литературное произведение.

Читать дальше