Спонсоры:
Спонсоры:

Кубрик Стэнли

В следующем своем проекте «Цельнометаллическая оболочка» (1987 г.) Кубрик обратился к теме войны во Вьетнаме, показав ее с точки разрушения внутреннего мира человека. Рецензии в большей части были восторженными: фильм постоянно сравнивали с картиной О. Стоуна «Взвод» и говорили, что это «более темная сторона» одних и тех же событий. Все знали, как Кубрик фанатично предан кино. Однажды, подписав очень выгодный контракт, он сказал своему адвокату: «Хорошо, что они не знают: я согласился бы снимать этот фильм даром». Во время работы режиссер не щадил ни себя, ни других. Особенно доставалось актерам, из которых он выжимал все соки и иногда доводил до нервных срывов. Малком Мак-Дауэлл, сыгравший главную роль в «Заводном апельсине», вспоминал: «У меня было ощущение, что он меня просто использовал. На этом фильме я сломал ребро, повредил глаз — прошел через настоящие физические пытки, чтобы добиться нужного ему результата. Мне казалось, что мы с ним вроде как были вместе на войне. А когда работа закончилась, он ни разу мне не позвонил. Я больше никогда его не видел». Далеко не у всех актеров, работавших с Кубриком, остались такие горькие воспоминания, но все же большинство считает, что, стремясь к совершенству и вникая во все процессы съемки, Кубрик мог заменить любого специалиста, но только не актера. Один из них сказал, что «если бы Стэнли был осьминогом, то одной рукой снимал бы, другой — гримировал, третьей — строил декорации и так далее, но не играл бы...» Большинство людей из-за склонности Кубрика к трезвому, критическому взгляду на мир видели в нем циника и пессимиста. А после того как режиссер, сняв «Цельнометаллическую оболочку», на десять лет оставил кинематограф, за ним и вовсе закрепилась слава затворника и «чудовищного кретина». С этими высказываниями журналистов всегда была категорически не согласна Кристина Кубрик. Прожив с мужем 42 года, она была убеждена, что просто «в самых обычных вешах он умел увидеть что-то такое, так повернуть (отстранить) их, что они становились интересными... Несмотря на то что он был очень взыскательным при съемках своих фильмов, он не был маниакальным трудоголиком. Вообще, он был очень общительным человеком». Но Стэнли и вправду не очень любил покидать свой уютный дом в Хертфордшире, близ Лондона, где жил в мире и согласии с женой и тремя дочерьми. Режиссер Сидни Поллак сказал, что затворничество его друга объясняется просто: «Он никуда не ездил, потому что жил в раю». И все же в 1997 г. режиссер прервал свое отшельничество, чтобы реализовать на экране давно вынашиваемую тему. 30 лет назад Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа австрийского писателя А. Шницлера «Новелла сновидений». С начала 1990-х гг. он приступил к написанию сценария, сменив при этом трех соавторов. Съемки шли в условиях строжайшей секретности. О фильме знали только то, что в нем снимается звездная пара — Том Круз и Николь Кидман и что это «триллер сексуального наваждения и ревности». В мрачной семейной драме «Широко закрытые глаза» не оказалось ни триллеровских драк, ни погонь, ни выстрелов, ни крови. Постельные сцены были сняты скупо и сдержанно, а сцена оргии превращена в бесстрастный механический ритуал, возбуждающий неловкость, беспокойство и страх. Фильм стал отстраненным препарированием чувств и поступков: любви и секса, верности и измены, влечения и страсти, жизни и смерти. Мнения о картине оказались, как всегда, диаметрально противоположными: от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века». Но при этом все сошлись в том, что фильм «проникает глубоко под кожу», что это серьезное исследование человека, точнее «темных улиц его подсознания». Впечатление зрителей и критиков об этом фильме режиссеру не суждено было узнать. Стэнли Кубрик умер 7 марта 1999 г., спустя четыре дня после первого суперзакрытого просмотра новой ленты. Мир лишился одного из гигантов кино, который, сопротивляясь изо всех сил «любой попытке вмешаться в его работу, сумел остаться самим собой».