Спонсоры:
Спонсоры:

Куросава Акира

Наконец в 1943 г. Акира получил возможность снять свой первый самостоятельный фильм. «Легенда о дзюдо» был поставлен по собственному сценарию Куросавы. Коммерческий успех ленты был ошеломительным, и спустя два года кинокомпания уговорила Акиру снять продолжение — «Новую сагу о дзюдо» (1945 г.). В 1944 г. режиссер успел создать современную картину по собственному оригинальному сценарию «Самые нежные». В нем одну из главных ролей сыграла Його Якути, будущая супруга Куросавы. Цензура картину не одобрила, но в прокат все-таки выпустила. А 21 мая 1945 г. Акира и Його зарегистрировали свой брак. 20 декабря того же года у них родился сын Хисао. Его рождение совпало с работой над лентой «Наступающие тигру на хвост», выдержанной в ключе театра «Кабуки». 1946 год стал годом выхода на экраны «Творящих завтрашний день». Картина, созданная по заказу профсоюза «ТОНО», состояла из трех новелл, снятых несколькими режиссерами. Из этого времени Куросава вынес глубокое убеждение в том, что коллективное творчество — не для него. Акире, режиссеру-деспоту, стремящемуся навязать свою точку зрения всей творческой группе, было тяжело работать с авторитетными коллегами. Да и политическая тематика не вызывала у Куросавы энтузиазма. Правда, она еще иногда появлялась в его творчестве. Так, в 1947 г. он снял картину «Веселое воскресенье», признанную лучшим фильмом года. Но Акира говорил, что его работе недостает изящества. Свою ошибку режиссер постарался исправить, создав «Пьяного ангела» — первую по-настояшему независимую ленту. Ее выход на экраны в 1948 г. совпал с трагическим моментом в жизни Куросавы: 8 февраля 1948 г. умер его отец. Но тогда же Акира нашел актера, на долгие годы ставшего воплощением его «второго я» и наполнившего фильмы Куросавы неповторимой энергетикой, — Тосиро Мифунэ. Впервые режиссер понял, что не в состоянии контролировать исполнителя, и... решил дать ему свободу: пусть играет, как хочет. Режиссерский нюх не подвел Куросаву. Фильмы с участием этого актера поражали зрителя. К тому же, темперамент Мифунэ удалось очень удачно уравновесить игрой удивительно талантливого и глубокого Такаси Симура. Кроме этих двух открытий, Куросава в «Пьяном ангеле» начал сотрудничать с композитором Хаясакой. Четверка талантов ворвалась в киномир, бесповоротно изменив его. Блеснув в «Тайной дуэли» (1949 г.), «Бездомном псе» (1949 г.), «Скандале» (1950г.), эта великолепная команда покорила европейского зрителя, впервые увидевшего в 1950 г. новое творение Куросавы — фильм «Расёмон». Новая лента рассказывала о непостижимости истины. В основу сценария, написанного самим Акирой, были положены психологические новеллы великого японского писателя Акутагавы. В то время в Японии произошел серьезный конфликт между независимыми кинематографистами и монополистами. Поэтому «Расёмон» не вызвал особого интереса у критиков. Но в Токио на показе картины присутствовал глава «Униталия фильм», Джулиано Страмин-джоли. Он сразу понял, что перед ним — настоящий шедевр, и увез картину в Венецию без ведома Куросавы, который узнал об этом только после того, как стал обладателем главного приза кинофестиваля — Золотого льва Св. Марка. Правда, свою ложку дегтя японские критики все же добавили в триумф фильма, оставленного ими ранее без внимания. Они обвинили Куросаву в космополитичности и ориентированности на западную публику. Подобные заявления не могли лишить работу Куросавы ее достоинств, и в 1952 г., после грандиозного успеха в Америке, «Расёмон» получил «Оскара» в номинации «лучший иностранный фильм». Качество ленты объективно подчеркнула награда Венецианского фестиваля — Лев Львов, присужденная ей в 1982 г., через 30 лет после первого выхода на экраны. В 1951 г. Куросава неожиданно обратился к русской классике, экранизировав роман Достоевского «Идиот». Сам Акира был убежден, что эта лента стала лучшей его работой. Действие фильма было перенесено на остров Хоккайдо, и о России в нем напоминает разве что снег. Но фирма «Сётику», с которой в то время сотрудничал режиссер, специализировалась на жанре традиционной мелодрамы. Так что «Идиот» попал под лавину жесточайшей критики, а сам Куросава вынужден был вернуться на «ТОНО». А следующий, 1952 г., обернулся для Акиры новой трагедией: 4 ноября умерла его мать, Шима Куросава. Душевное состояние режиссера определило тематику и эмоциональный настрой фильма «Жить», снятого вскоре после ее кончины. Эта самая печальная лента Акиры была удостоена премии Серебряный медведь на Берлинском кинофестивале в 1954 г. Сам Куросава воспринял успех холодно — его не оставляла горечь очередной утраты. Но в том же году он получил еще один подарок, который назвал своей самой значительной наградой: 29 апреля у него родилась дочь, Казуко. «Оживший» Акира в 1954 г. создал один из своих известнейших фильмов, «Семь самураев», также удостоенный Золотого льва. Выход ленты в прокат, сопровождавшийся невиданным успехом в Японии, фактически спас компанию «ТОНО» от банкротства. После выхода фильма японские журналисты дали Куро-саве прозвище Император. А в 1955 г., накануне завершения работы над «Хроникой одной жизни», режиссеру пришлось попрощаться с композитором Хаясакой. Отныне в работах Акиры звучала музыка Масару Сато, ученика его умершего друга и соратника. Через два года режиссер вновь обратился к шедевру мировой классики, сняв «Трон в крови, или Паучий замок». Основой оригинального сценария, стиль которого определялся традициями театра «Но», а действие происходит в средневековой Японии, стала трагедия Шекспира «Макбет». Вслед за этим вышла новая экранизация пьесы Горького «На дне», действие которой Акира перенес в древний город Эдо (старый Токио). К концу 1958 г. контракт Куросавы, заключенный им с «ТОНО», закончился. Режиссер решил основать собственную кинокомпанию. Ее открытие состоялось в апреле 1959 г., а первой картиной, выпушенной Акирой на собственные средства, стал повествующий о коррупции фильм «Злые остаются живыми» (1960 г.) — вольная интерпретация «Гамлета».

Читать дальше