Спонсоры:
Спонсоры:

Куросава Акира

В 1961 г. Куросава снял остроумный и динамичный боевик «Телохранитель». Кассовый успех был столь значителен, что через год режиссер выпустил продолжение фильма, «Отважного Сандзюро». Обе эти ленты, представленные на фестивале в Венеции, оказали огромное влияние на жанр боевика. Но, несмотря на это, в 1965 г. компания Акиры оказалась на грани банкротства. Чтобы поправить финансовое положение, он попытался привлечь к сотрудничеству западные компании. Голливуд охотно откликнулся, но уже в 1969 г. Куросаве пришлось, выплатив неустойку, вернуться в Японию. Он не смог смириться с работой на фирме-конвейере, где от него требовали ввести в глубоко философский фильм сцены с обнаженными женщинами. По возвращении на родину Куросава продал свой дом и вместе с тремя другими японскими режиссерами основал кинокомпанию «Четыре всадника». Здесь в 1970 г. вышел его первый цветной фильм, «Додескаден», провалившийся в прокате, а в 1971 г. удостоенный премии президента Югославии. И тогда Куросава не выдержал. Потомок самураев никому не жаловался на жизнь. Просто он устал от нее. В декабре 1971 г. он заперся в ванной и вскрыл себе вены. Однако режиссера с большим трудом, но удалось спасти. И уже в марте 1973 г. Акира соглашается написать сценарий советского фильма «Дерсу Узала». Далее он получил приглашение работать над лентой в качестве режиссера. Съемки длились более двух лет, и в 1975 г. фильм получил Золотой приз Московского международного кинофестиваля, а в 1976 г. — «Оскар». Но финансовые проблемы продолжали донимать режиссера. Он вынужден был подрабатывать, снимая рекламу японского виски на собственной даче и лично участвуя в роликах. В то же время он издал две свои книги. Для следующего киношедевра, «Кагемуси» (1980 г.), средства помогли достать Ф. Коппола и Д. Лукас. Западные специалисты хорошо знали, чего можно ожидать от загадочного японского режиссера. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах, «Сезара» и был выдвинут на «Оскара» сразу в двух номинациях. И снова Куросава пережил взлет и трагедию. В этой ленте он в последний раз работал со своим постоянным актером и верным другом Такаси Симурой, который ушел из жизни 11 февраля 1982 г. Странно, но почти каждый режиссерский триумф сопровождался для Акиры очередной утратой. В 1983 г. в Иокогаме была построена студия «Куросава Фильм». Казалось бы, Император наконец обрел покой и стабильность, но... 1 февраля 1986 г. он стал вдовцом. Акира пытался смягчить свое горе, уйдя с головой в съемки. Фильмы, выпущенные вплоть до 1990 г., принесли ему несколько «Оскаров». А в 1990 г. Куросава получил Почетную награду Американской Киноакадемии «За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире». Тогда же на экраны вышли «Сны Акиры Куросавы», которые продюсировал Стивен Спилберг. Восемь отдельных «снов» ленты являются размышлением о смысле смерти и силе жизни, о необходимости творчества и о человеческой природе. А в 1993 г. компания «ТОНО» выпустила 31 фильм мастера на видеокассетах и лазерных дисках. В том же году зрители увидели его последнюю ленту. «Нет, еще нет», в которой рассказывалось о дружбе между писателем и его учениками. Фильм назван по одной из цитат диалога: «Готов ли ты перейти в мир иной?» — «Нет, еще нет...» 24 декабря 1997 г. Куросава похоронил своего последнего друга, Тосиро Мифунэ. Эта смерть оборвала все нити, связывавшие режиссера с жизнью. 6 сентября 1998 г., в возрасте 88 лет, он тихо отошел в вечность, окруженный детьми и внуками. В японской традиции иероглиф «Акира» означает «светлый, ясный». Иероглиф «Куросава» — «черная равнина». Кажется, это ироничное сочетание определило судьбу знаменитого режиссера, ставшего ярким сполохом над черным пространством японского коммерческого кино.